В тёмном переулке вдруг послышались шаги, и мелькнула зловещая фигура. Даже если вы кандидат в мастера спорта по боксу, ощущения будут не из приятных. Однако учёные выяснили, что наше подсознание считает опасными лишь мужские шаги, которые приближаются, несмотря на истинное направление движения незнакомца.
Психологи уже давно обратили внимание на существование внешних, физиологических признаков психических состояний.
В частности они применяют специальную технику световых маркеров (point-light figure) – привязанные к определённым участкам тела точки, по которым можно выявить негативные симптомы, неразличимые человеческим глазом.
Анна Брукс (Anna Brooks) из университета Южного Креста (Southern Cross University), Бен Схаутен (Ben Schouten) из университета Лёвена (Katholieke Universiteit Leuven) и их коллеги решили воспользовавшись этой методикой, чтобы выяснить, отличается ли восприятие движения субъектов противоположного пола. И если да, то чем.
Исследователи попросили пятерых добровольцев – двух мужчин и трёх женщин – оценить походку обезличенных силуэтов "в точках". Путём изменения топологических координат световых маркеров фигурам придавали либо мужественность, либо женственность, либо некую нейтральную характеристику.
В первом раунде эксперимента подопытным показали серию клипов с изображением идущего человека и попросили определить направление его условного движения – приближение или удаление. Параметры контрольных точек при этом были подобраны так, что сделать осознанный выбор было довольно сложно.
Затем, изменяя параметры контрольных точек, добровольцам показали те же фигуры, но уже с более очевидными признаками перемещения.
Оказалось, что человек вне зависимости от гендерной принадлежности склонен угадывать пол компьютерной модели (незнакомца), и при этом мужчины всегда кажутся приближающимися, а женщины – удаляющимися.
Причины такого эффекта не до конца понятны, но доктор Схаутен предполагает, что эволюционные основания у такой реакции довольно простые: "Если приближается лицо женского пола, работают детские ассоциации – "надо идти за мамой", если мужского, то это всегда опасно".
Таким образом, по мнению бельгийца, желаемое и выдаётся за действительное. Впрочем, это не объясняет идентичность реакций на противоположный пол.
Нейрофизиолог Джин Стоунер (Gene Stoner) из института Солка (Salk Institute for Biological Studies) в свою очередь предостерегает от поспешных выводов и считает, что у наблюдаемых эффектов могут быть множественные основания.
|