eдиный детский
телефон доверия
экстренная психологическая помощь
в Хабаровске
поиск по сайту

  психология
Перейти на главную страницу
  психиатрия
  психотерапия

С заботой о ребёнке 
Здравствуйте, уважаемый/ая Гость
 
 
/Хабаровск - Владивосток/
Вход
Гостевая книга    Обратная связь    Карта сайта


     О проекте









Школа для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ во Владивостоке. Подробнее...


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА для ВЗРОСЛЫХ. Подробнее...


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для РОДИТЕЛЕЙ. Предварительная запись участников. Подробнее...




случайное фото

Сайты наших друзей

Мы рекомендуем
Главная » 2008 » Август » 31 » Головной мозг подростков: исследования продолжаются
Головной мозг подростков: исследования продолжаются
21:50
Как показывают научные исследования последних лет, головной мозг подростков продолжает активно развиваться, и это может иметь последствия, причем в самых разных сферах. ''В США дети в возрасте 16 лет получают права на вождение автомобиля. Оправдано ли это?''.
Eveline Crone работает в лаборатории головного мозга и развития при Лейденском университете. Она рассказывает о научных исследованиях головного мозга детей в подростковом возрасте, включая пубертат. Самый главный вывод: исследования в этой области еще в самом начале. ''Мы еще мало знаем, но мы большими шагами движемся вперед. Каждый результат поражает''…
  
Новая область исследований
Исследования головного мозга младших (в пубертате) и старших подростков – дело довольно новое. ''Первые статьи на эту тему появились где-то в 1998 году. Почему их не было раньше? Раньше не было техник измерения, которые широко применяются  сейчас. Так, с появлением fMRI (функциональное магнитно-резонансное сканирование) мы получили доступ к залежам новой информации. Crone по базовому образованию возрастной психолог. ''Меня интересуют, почему люди ведут себя именно так, а не иначе. В ходе работы над диссертацией меня буквально заинтриговал головной мозг. Во всяком случае, в нем следует искать основу определенного поведения. Сейчас появляется все больше доказательств того, что в подростковом возрасте головной мозг продолжает активно развиваться. В частности, его определенные отделы в этот период еще совершенно незрелые. Развитие мозга завершается лишь где-то на 20-м году жизни. Раньше считалось, что это происходит значительно раньше.
 
 
Социальные последствия
Полученные данные могут иметь значительные социальные последствия. Возьмите, например, образование, и модель самостоятельного обучения подростков без столь выраженной роли учителя. Подростки в пубертате еще недостаточно зрелы, чтобы следовать этой форме обучения, которая требует самостоятельности и ответственности учащегося. Они еще не способны предвидеть долговременные последствия своих действий, и об этом неоднократно заявлял в своих интервью проф. Jelle Jolles (Маастрихтский университет). Сама Crone никак не комментирует тему обучения. ''Я всего лишь исследователь. Я недостаточно хорошо знают модель самостоятельного обучения, чтобы давать какие-то оценки… Но совершенно справедливо можно поставить вопрос о целесообразности выдачи прав на вождение автомобиля в возрасте 16 лет или участия в голосовании в 18 лет, когда головной мозг еще полностью не развился''.
 
Асинхрония развития
Так почему не следует выдавать права на вождение 16-летним и предоставлять право голосование 18-летним? В своей лаборатории в Лейдене Crone с помощью fMRI изучает развитие головного мозга в разных возрастных группах людей. ''Мы делаем fMRI в то время, когда подростки заняты компьютерной игрой. Таким образом мы видим, какие отделы головного мозга задействованы у них при этой  деятельности''. Подростки в пубертате, по данным Crone, больше склонны к риску во время игры или при соперничестве с другими. ''Или возьмите ситуацию, когда надо поделить деньги, и сделать это по-честному. Социально-эмоциональное развитие головного мозга подростков не идет параллельно когнитивному развитию''. Они как бы не собраны в одно целое. ''В один момент они крайне рациональны в беседе с другим человеком, а потом попадают в стрессовую ситуацию, и их захлестывают эмоции. Тут уж разумных действий ожидать трудно. И в этом причина типично пубертатного поведения, которое приносит столько забот родителям. Crone интересует баланс рассудка и эмоций. ''Дело в том, что взрослый человек может пожертвовать сиюминутными интересами и сосредоточиться на решении долговременных задач, а вот подросток ориентирован именно на 'близкий выигрыш'. На мой взгляд, это очень интересный момент''.
  
Развитие
Итак, головной мозг ребенка в период полового развития (пубертат) отличается от головного мозга старшего подростка, а мозг старшего подростка отличается от мозга взрослого человека. ''Не столько по величине, сколько по структуре. Объем головного мозга человек практически 'набирает' уже к 6-му году жизни. Различия заключаются в соотношении серого и белого вещества, и в этом смысле мозг взрослого человека – это совершенно иной мозг''. В развитии головного мозга в возрасте от 10 до 20 лет можно грубо выделить три фазы: ранний, средний и старший подростковый возраст. Пубертат стартует с началом выработки половых гормонов. Одновременно происходит значительное развитие функций разных основных отделов головного мозга. В этот период ребенок эмоционален, нацелен на немедленное удовлетворение потребностей ('не умеет ждать') и ищет 'острых ощущений'. В среднем подростковом возрасте его поведение становится более рискованным. Возникают проблемы с регулированием собственного настроения и поведения. В последней фазе подросткового возраста происходит дальнейшее развитие важных передних отделов мозга, идет дальнейшее созревание функции регулирования и оттачивается способность контролировать свое поведение. ''Этот период идеален для дальнейшего развития способностей'', - говорит Crone. – ''Возьмите музыку, спорт, идеалы… Родители нередко считают этот возрастной период тяжелым для себя, потому что подростки хотят дискутировать. Они учатся думать по разным сценариям: что будет, если ситуация повернется так, а что, если по-другому, и т.д. Это может быть утомительно для родителей, но это очень важно для подростков, так они могут лучше научиться понимать намерения других людей''.
  
Необходимость продолжения исследований
Какие еще факторы задействованы в развитии головного мозга в подростковом возрасте?  Crone: ''Сейчас мы над этим работаем. В данный момент мы занимаемся тренировкой рабочей памяти подростков из разных возрастных групп. Рабочая память нужна им в школе, особенно для освоения математики и языка. В каждой возрастной группе мы даем участникам на протяжении 6 недель одну и ту же задачу. Потом смотрим, произошли ли изменения в головном мозге или же он начал по-другому работать, и в какой возрастной группе такой тренинг помогает больше всего. Пока у нас окончательных данных нет. Очень многое еще предстоит исследовать, включая возможности и способы стимулирования развития мозга. Но у таких исследований могут быть очень значительные практические последствия''…
 
 
Оригинал:
Onderzoek adolescentenhersenen staat nog in de kinderschoenen. – Hersen Magazine, 2008, Vol.6, No. 1 (maart), p. 5-6.
 
 
Источник: http://www.mniip.org/ 
Категория: "Детские" новости | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 последние новости
 
 
    Разделы новостей
    календарь новостей
    «  Август 2008  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    архив новостей за 2011 год

    архив новостей за 2010 год

    архив новостей за 2009 год

    архив новостей за 2008 год

    архив новостей за 2007 год



    Интернет-служба психологической помощи детям, подросткам и их родителям © 2007-2024
    ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации психолога или врача.
    Идея проекта - Е.В. Романова, В.Гр. Мельничук    Администратор проекта - Е.В. Романова