Официально диагноза 'зависимость от компьютерных игр' не существует. А вот само явление есть. Оно во многом схоже с употреблением наркотиков, и с ним так же трудно бороться
Диагноза 'зависимость от компьютерных игр' не существует, по крайней мере, его нет в американском диагностико-статистическом руководстве по психиатрии DSM-IV. «Согласно DSM, зависимость может быть только к веществам – наркотикам, алкоголю, никотину,» - поясняет профессор клинической психологии Роттердамского университета Ingmar Franken, который изучает работу головного мозга у лиц с зависимостями.
И, все-таки, для геймера с зависимостью существует значительная опасность возникновения физического и психосоциального неблагополучия. Вот тут в газету de Volkskrant пришло письмо, а, по сути, крик о помощи от молодого человека, который обнаружил свою знакомую дома сильно исхудавшей и в депрессии. При этом, чтобы войти, ему пришлось взломать дверь. Она уже не один год живет довольно изолированно от внешнего мира, на диете из антидепрессантов и седатиков. И непрерывно играет в игры.
Franken: «Люди, страдающие зависимостями, постоянно ищут стимул, который бы повысил в их головном мозге уровень дофамина. Дофамин – это нейротрансмиттер, который высвобождается в головном мозге, когда человек радуется. Под воздействием психоактивных веществ его уровень сильно возрастает. При употреблении наркотика в головном мозге наркомана уровень дофамина возрастает в 10-15 раз. Именно поэтому они вновь хотят испытать это переживание.
«Но рецепторы, на которые воздействует дофамин, через какое-то время теряют способность справляться с такой передозировкой. Они перегружены и функционируют хуже, а поэтому, чтобы заставить их работать, требуется увеличить дозу наркотика. Ибо если ты не употребляешь, то будешь плохо себя чувствовать».
Franken: «Впрочем, зависимость от компьютерных игр еще очень мало изучена. В то же время, существующие исследования показывают, что у зависимых геймеров возникает механизм тяги, или влечения, характерный для любой зависимости. Похоже, также, что при зависимости от компьютерных игр важную роль играет зона вознаграждения в головном мозге, роль которой является ключевой в злоупотреблении психоактивными веществами».
К тому же у обсессивного геймера отмечаются те же проблемы, что и у наркозависимых. Franken: «Когда героинист видит свой наркотик - даже на картинке, - у него возникает стремление его употребить. То же относится и к среде, в которой он его всегда употребляет, или к дилеру, поставляющему наркотик. Если бывший наркоман хочет оставаться 'чистым', он должен избегать этих средовых влияний. А вот человеку с зависимостью к играм в этом смысле хуже. Компьютеры сейчас везде. Они нередко просто-напросто нужны человеку, чтобы вести нормальную жизнь: например, для работы».
Клинический психолог Gert-Jan Meerkerk изучает в Институте исследований зависимостей причины «компульсивного использования интернета», в том числе зависимость от игр. На основе исследования, выполненного в 2002 на материале 447 взрослых людей, пользующихся интернетом, он оценил количество компульсивных интернет-пользователей в Нидерландах примерно в 67.500, т.е. 0,9% от всех пользователей интернета. «Сюда входят азартные игры он-лайн, магазинная зависимость (интернет-магазины), зависимость от интернет-знакомств, зависимость от игр и зависимость от киберсекса. В нашей выборке эти люди сидели он-лайн в среднем 35 часов в неделю».
Сейчас это так просто, продолжает Meerkerk. «Стоит недорого, и никуда из дому выходить не надо, легко скрыть от других, и никому не мешает. Даже здоровье напрямую не страдает. Расплачиваться приходится временем и социальными контактами, но у тебя возникают другие социальные контакты. Уж точно при гейминге».
И именно из-за важной роли социального взаимодействия гейминг обладает таким риском перехода в зависимость, говорит Meerkerk. «Это относится и к эротике он-лайн и к чатам. Исследование, проведенное среди 663 школьников 12-15 лет, показало, что излишнее сидение в чате ведет не только к росту компульсивного пользования интернетом, но и способствует увеличению количества депрессивных жалоб».
Депрессивные чувства
По данным третьего исследования, с интернет-зависимостью отчасти связаны низкая степень психосоциального благополучия (депрессивные жалобы, чувство одиночества, низкая самооценка) и высокая степень импульсивности. Обсессивные интернет-пользователи более других склонны сразу же реагировать на раздражители (стимулы). Их не останавливают возможные негативные последствия. У них нет времени на еду, посещение туалета и сон.
Franken говорит, что ему хотелось бы знать, склонны ли люди, в прошлом зависимые от игр, возвращаться к своей страсти, как это происходит с бывшими наркоманами и бывшими курильщиками. «Это было бы дополнительным аргументом в пользу того, что это зависимость. Я вовсе не сторонник того, чтобы быстро медикализировать какое-то поведение. Но если игровая зависимость развивается по той же схеме, что и другие зависимости, если она приносит те же страдания и сочетается со сходными биологическими механизмами, то со временем она может оказаться в DSM наряду с другими зависимостями. По крайней мере, дефиниция не будет ограничена злоупотреблением исключительно веществами».
Трудности терапии
«Специалистам, оказывающим помощь, нередко трудно себе представить, что уровень эмпатии, испытываемый геймерами к своим союзникам в игре, сопоставим с уровнем эмпатии, переживаемым в реальной жизни. А проблема именно в этом. Именно поэтому они теряют работу, близких и жилье,» - говорит специалист по терапии интернет-зависимых Martin Reddemann (службa Novadic-Kentron). Сами зависимые от игр нередко испытывают шок на сеансе групповой терапии совместно с наркозависимыми, когда вдруг обнаруживают, что ведут себя точно так же, как и люди, зависимые от наркотиков: они лгут, украдкой продолжают свое занятие, раздражаются, если им в этом мешают, т.е. если они не могут быть он-лайн. Суть проблемы в том, что гейминг дает зависимому игроку быстро, без особого напряжения, дешево и приятно то, что в нормальной жизни достается намного труднее – социальное одобрение. Reddemann: «Если ты находишься на определенном уровне, ты достигаешь значимого статуса. Его роль возрастает, если ты все теряешь в реальной жизни. Мы пытаемся с помощью тренинга образа жизни внести в их жизнь реальную занятость, которая бы давала сопоставимую положительную оценку окружающих».
Первый шагом на пути к нормальности может быть добровольческая работа. Специфическая терапия пока находится в стадии разработки.
Оригинал:
Een spelletje dat nooit uitkomt. – De Volkskrant, 03.05.08, Sect. Kennis, p. 5
|