Ещё древнегреческие философы установили, что красота – это правильные пропорции. Но применимы ли законы евклидовой геометрии к человеческой привлекательности?
Британские учёные пришли к неутешительному для романтиков выводу: в манящей красоте нет никакой загадки – во всём виновата симметричность черт.
Отчёт об этом исследовании опубликован в журнале PNAS.
Человек по природе своей обречён стремиться к симметрии, поскольку у него многие части тела представлены парами – от пальцев на ногах до полушарий головного мозга.
Однако не всем это удаётся: у кого-то одна бровь немного выше другой, левая нога чуть длиннее правой, и так далее. В ходе предыдущих исследований учёным уже удавалось установить связь между удачным двухсторонним расположением черт лица и сексуальной привлекательностью.
В частности, было обнаружено, что микроскопических размеров непропорциональности могут свидетельствовать о менее удачных перспективах "особи" с репродуктивной точки зрения – например, о риске возникновения какого-либо заболевания у потомства.
Однако для тела в целом анализ асимметрий до сих пор не проводился – в первую очередь ввиду отсутствия необходимого оборудования.
Эволюционный биолог Уильям Браун (William Brown) из университета Брюнеля (Brunel University ) решил озадачить этим вопросом тех, кто, по идее, больше всех разбирается в человеческом теле и его красоте – врачей и представителей индустрии моды.
У них же и оборудование необходимое нашлось: сканеры, позволяющие делать трёхмерные модели торса. Доктора их применяют для построения карты ожогов у жертв пожаров, а дизайнеры – для разработки новых моделей одежды.
С их помощью команда Брауна получила полноразмерные объёмные изображения 40 молодых людей и 37 девушек, учащихся в их университете.
Все изображения – трёхмерные, то есть добровольцев оценивали не только анфас. Графика –3Ds Max. После моделирования каждого "тела" на нём фиксировались ключевые симметрии и асимметрии (иллюстрация William Brown/Brunel University).
Но самое главное – удалось сделать довольно точные замеры по 24 позициям, например, обхвату локтя, ширине плечевого сустава и так далее. Цвет кожи, волос или прочие индивидуальные особенности в расчёт не принимались.
После этого других добровольцев, 37 мужчин и 50 женщин, попросили оценить привлекательность каждого тела (противоположного пола, разумеется).
Ничего неожиданного не произошло: чем больше симметрия, тем оценки были выше – причём как для мужчин, так и для женщин.
"Это то, что Дарвин бы называл вторичными половыми признаками, — считает доктор Браун. – Например, размер бёдер или груди может свидетельствовать о лучших генетических кондициях".
Джоэл Макглотлин (Joel McGlothlin) из университета Виргинии (University of Virginia) впечатлён полученными результатами, однако отмечает, что не все "асимметрии" могут быть врождёнными, а это в исследовании не учитывалось.
|