Опыты с грызунами показали, что они разделяют с нами одну особенность, ранее, как считалось, свойственную только человеку разумному или, максимум, приматам: судить о степени собственной уверенности в том, что ты знаешь или о неуверенности в чём либо. Таков результат эксперимента, поставленного в американской лаборатории Cold Spring Harbor.
Учёные ведут речь о том интуитивном чувстве убеждённости (или отсутствии такового), которое сопровождает принятие решения, основанного на наших знаниях. Вы можете повернуть на перекрёстке в поисках определённой цели и спокойно продолжить путь, будучи уверенным, что выбрали правильное направление или можете двигаться, поминутно задавая себе вопрос — "А не ошибся ли я"?
Такое суждение о собственной уверенности, как считалось, есть универсальный человеческий опыт (и, может быть, ещё только человекообразных обезьян), одно из сложных свойств самосознания. Однако, эксперимент на крысах показал, что формирование данного ощущения — куда более общее свойство мозга, которое присуще не только приматам, но и другим животным.
В ходе опыта учёные натренировали крыс различать пропорции двух веществ в смеси (по запаху, в котором крысы — настоящие знатоки). Если зверёк верно "называл" преобладающий компонент, то получал награду.
Пропорции смеси выдавались самые разные, тем самым можно было манипулировать сложностью выбора. При этом исследователи фиксировали активность нейронов в орбитофронтальной коре головного мозга (этот участок существует как у крыс, так и у людей).
Оказалось, что данная область была намного более активна в случае затруднённого раунда испытаний (когда пропорции двух веществ были примерно равны), а при лёгком выборе (один из компонентов явно преобладал) — оставалась более спокойной.
"Эти нейроны, как представляется, активировались после того, как крыса делала выбор, показывая, насколько не уверено животное в том, что оно вот-вот получит вознаграждение, — пояснил один из авторов исследования Закари Майнен (Zachary F. Mainen), — Мы изучили несколько альтернативных версий, но обнаружили, что лучшее объяснение: эти нейроны сигнализируют о степени доверия животного к собственному решению".
"Наши результаты показывают, что для мозга оценка доверия к выбору является не более сложной, чем расчёт самого выбора", — добавляет его коллега Адам Кепекс (Adam Kepecs).
Чтобы узнать, как влияет это чувство на поведение крыс, экспериментаторы поставили второй опыт, в котором основные условия были теми же самыми, но теперь между выбором крысы и получением (или неполучением) награды было введено некое время ожидания, в ходе которого у зверька была возможность отменить только что выбранный ответ и начать тест заново.
Оказалось, что степень неуверенности в первом ответе чётко коррелирует с вероятностью, что крыса отменит его и предпримет новую попытку. Соответственно, при высокой уверенности в выборе животное спокойно ждало вознаграждения.
А это значит, что крысы не только могут рассчитывать степень уверенности в принятом решении, но и использовать её для изменения последующего поведения.
Учёные полагают, что нашли механизм общий для всего животного мира, а не только для "сапиенсов". Детали исследования можно найти в статье его авторов в журнале Nature.
Кстати, животные далеко не первый раз преподносят людям сюрпризы, заставляющие задуматься, так ли ясна и однозначна граница между разумными и неразумными видами.
|