Главная » 2008 » Август » 6 » "Гормон голода" избавит от депрессии
"Гормон голода" избавит от депрессии
Гормон грелин был открыт японским ученым Масаясу Коджима (Masayasu Kojima) и его коллегами в 1999 г. Грелин играет важную роль в регулировании биохимических процессов, связанных с пищеварением, в основном путем воздействия на синтез различных ферментов. Содержание грелина в организме человека при отсутствии пищи резко возрастает (до четырех раз), а после утоления голода снова снижается.
За последние годы были обнаружены новые пути воздействия грелина на организм. Работа ученых из медицинского центра при университете шт. Техас в г. Даллас (США), опубликованная в онлайновом выпуске журнала Nature Neuroscience, открывает еще одно направление исследований свойств грелина, касающееся его воздействия на психику. Теперь стало понятным, почему некоторые люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии, начинают переедать.
Грелин, по мнению ведущего автора статьи д-ра Майкла Латтера (Michael Lutter), координирует в целом поведенческую реакцию организма на стресс и влияет на настроение, стрессовое состояние и уровень потребления энергии организмом. Исследователи показали в опытах на мышах, что хронический стресс ведет к повышению концентрации грелина в организме. Другой важный результат - повышение содержания грелина приводит к тому, что проявления депрессии и беспокойства уменьшаются, правда, побочным эффектом этого полезного свойства является повышенное потребление пищи у подопытных животных и, как следствие, неизбежное ожирение.
Исследователи предлагают использовать полученные результаты для разработки новых методов лечения ожирения. Грелин, синтезируемый большей частью в желудочно-кишечном тракте, передает в мозг сигнал о недостаточном уровне потребления пищи. Если заблокировать передачу такого сигнала, можно снизить потребление пищи и повысить уровень расхода энергии организмом. Однако тревога и депрессия при этом будет нарастать. Этот факт наблюдался в ходе эксперимента. Другое важное наблюдение - у мышей с искусственной мутацией гена, приводящей к отсутствию реакции на грелин, введение грелина при малокалорийной диете не снижало депрессивных или тревожных реакций.
Хронический стресс заметно и надолго (почти на месяц) повышает уровень грелина как у обычных, так и у генетически измененных мышей. Однако у последних наблюдались и явные признаки депрессии и снижение уровня потребления пищи.
Исследователи считают, что описанные ими наблюдения, будучи перенесенными на организм человека, вполне объяснимы с точки зрения теории эволюции. Повышение уровня грелина при отсутствии пищи снижает тревогу и депрессию для того, чтобы предки человека могли быть более спокойными и готовыми для поисков новых источников пищи. Это давало им явное преимущество в борьбе за выживание.
Открытие новой роли грелина поможет разработать и способы лечения такого заболевания, как анорексия на нервной почве, а также создать новые средства лечения ожирения или депрессии, сообщает PhysOrg.