Учёным удалось приблизиться к пониманию генетических оснований шизофрении. В ходе двух независимых масштабных исследований были обнаружены мутации, повышающие риск заболевания в 15 раз.
Считается, что наследственная составляющая заболевания – более 70%. Эта цифра очень условна (как и сама постановка вопроса), но именно с расшифровкой ДНК-компонента медицина связывает будущее фармакотерапии.
Предыдущие исследования выявили несколько потенциальных мутаций (наличие или отсутствие некоторых генов), которые увеличивают риск расстройства, но они были довольно локальными и на статистическую значимость претендовать не могли.
Были организованы два новых масштабных проекта: ISC (International Schizophrenia Consortium), куда вошли 12 исследовательских институтов из Европы, США и Австралии, и SGENE consortium в составе 18 лабораторий из Европы, США и Китая. Отчёты об этих исследованиях ( 1 и 2) опубликованы в журнале Nature.
Группа ISC изучила геномы 3391 пациента с установленным диагнозом. Учёные хотели найти нечто конкретное: ошибку в последовательности, не позволяющую реплицировать определённый её участок, который можно условно назвать геном (вернее, генами) "нормальности".
В SGENE пошли несколько другим путём: учёные составили каталог генетический комбинаций 15 тысяч родителей и их детей и сравнили его с ДНК 4718 больных (в два раунда).
В обоих случаях зафиксировали одни и те же наследственные "пропажи" – на первой, пятнадцатой и двадцать второй хромосоме (именно они попали под подозрение в ходе предыдущих исследований). Дополнительно генетикам из SGENE удалось обнаружить ещё одну мутацию на пятнадцатой хромосоме.
Люди, у которых присутствуют подобные репликативные ошибки, имеют гораздо более высокий риск развития расстройства – от 3 до 15 раз, в зависимости от того, какие участки не воспроизвелись.
Участники обоих проектов предполагают, что мутации по популяции в целом составляют тот самый 1%, и именно в силу редкости этих ошибок предыдущие исследования к каким-то конкретным результатам прийти не могли.
Что ж, в пользу авторов говорит тот факт, что две группы независимо пришли к очень похожим выводам.
Возможная роль генов шизофрении в головном мозге: нарушение передачи сигналов в глутаматергических синапсах (glutamatergic synapse). Названия/аббревиатуры соответствующих генов обозначены в зелёных фигурах. Всего их восемь. Более подробно с перспективными методами лечения этого заболевания вы можете ознакомиться в обзорной статье в журнале Nature (иллюстрация Harrison, Weinberger, Roth, Gray/Nature).
Впрочем, до конкретных успехов ещё далеко. Коллаборант SGENE доктор Кари Стефанссон (Kári Stefánsson) считает, что для точной оценки генетической составляющей шизофрении предстоит выявить не одну мутацию.
Например, в ходе ещё одного исследования (результаты опубликованы в Nature Genetics) группа британских учёных из университета Кардиффа (Cardiff University) локализовала новую комбинацию, "ответственную за шизофрению", – ген ZNF804A, наличие которого тоже повышает риск заболевания, но не настолько, как в трёх предыдущих случаях.
Стоит также учесть, что средний срок разработки и вывода нового препарата на рынок, по данным американского управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (FDA), составляет от 10 до 15 лет.
Так что грядущие "прорывы" – вопрос не слишком близкого будущего.
Из другого источника:
Гена шизофрении не существует Психическое заболевание имеет несколько подтипов, каждый из которых требует своего метода лечения Под термином «шизофрения» следует понимать обобщенное название нескольких подтипов этого заболевания, дающих похожие симптомы, например бред и галлюцинации. Такой вывод делается в трех масштабных генетических исследованиях, посвященных данному вопросу. Эти работы помогут в создании эффективных препаратов для лечения этого часто встречающегося психического расстройства, с которым сталкивается каждый сотый человек.
Одно из исследований, проведенное на базе Университета Кардиффа (Уэльс) и основанное на анализе ДНК 20 тысяч человек, показало, что к развитию заболевания причастна очень распространенная, но трудноразличимая комбинация букв генетического алфавита. В двух других работах показывается, что иногда ДНК пациентов содержит генетический код, в котором есть серьезные пробелы.
У каждого человека есть гены, причастные к появлению шизофрении. Однако их или недостаточно для развития заболевания, или же они не подвержены влиянию внешних факторов, которые часто играют существенную роль для здоровья людей, находящихся на поздней стадии юношеского периода. Это в некоторой степени объясняет то, почему такие серьезные психические расстройства появляются в некоторых семьях как гром среди ясного неба.
Психозы связываются с разными болезнями, имеющими одни и те же проявления, точно так же, как причиной обычной простуды является целый ряд различных вирусов.
«Смысл этих открытий в том, что они помогут нам приступить к классификации подтипов этой болезни, делая, таким образом, в будущем возможным существование индивидуальной медицины, занимающейся здоровьем определенного человека», - заявил профессор Дэвид Сент Клер из Университета Абердина, один из авторов исследований, опубликованных в журнале Nature. «Сегодня для лечения шизофрении используется множество препаратов. Но люди реагируют на них по-разному, поэтому в основном такое лечение представляет собой эксперимент, оно может быть ошибочным и часто влечет за собой нежелательные побочные эффекты», - утверждает Сент Клер. «За последние 20 лет в области генетики шизофрении появилось очень много спорных работ. Некоторые считают, что на самом деле никаких генов обнаружено не было. Но сейчас этот период закончился, потому что новые данные оспорить очень сложно», - добавил он.
Другой участник исследования - профессор Майкл О´Донован из Университета Кардиффа в Уэльсе говорит, что в этой работе впервые приводятся заслуживающие доверия сведения о возможных причинах шизофрении и они диаметрально противоположны тому, что было известно об этой болезни ранее.
Авторы исследования обнаружили множество привязок шизофрении к двум участкам молекулы ДНК, играющим ключевую роль в развитии заболевания, и эти связи пока невозможно определить с помощью генетических тестов, проводимых с целью выявить степень риска для того или иного человека. «Ответственными за шизофрению считаются лишь небольшое количество генетических мутаций, и степень риска пока невозможно проверить генетическими тестами - методом, который считается очень спорным после того, как множество компаний, специализирующихся на биотехнологиях, начали проводить желающим генетические тесты на психические расстройства», - добавил О´Донован.
Считается, что генетические факторы причастны к шизофрении в 73--90% случаев, однако большинство этих факторов слишком сложно выявить.
Новая работа, пусть она и на начальном этапе, дает надежду на то, что ученые еще на шаг приблизились к ответу на вопрос о причинах этого заболевания.
«Хотя такие изменения происходят в генетическом материале многих из нас, у людей, страдающих шизофренией, они встречаются на 15% чаще, - объясняет доктор Памела Склар из Центра Стенли при Институте Брода и Гарварде, Кембридже и Массачусетсе. - Мы обнаружили две большие хромосомные делеции, которые сильно связаны с риском шизофрении. Кроме того, подтверждается и нехватка третьего участка, о которой сообщалось ранее».
Доктор Склар и ее коллеги по Международной научной группе исследования шизофрении, в которую входят 11 исследовательских институтов по всему миру, включая Университет Кардиффа, Университетский колледж Лондона, Университет Абердина, Университет Эдинбурга, изучили геномы у 3391 человека, страдающего шизофренией, и у 3181 человека, находящегося под наблюдением.
В результате подобные вариации, различить которые оказалось очень сложно, были в немалом количестве обнаружены в генетических спиралях у 13,1% людей, страдающих шизофренией, и у 10,4% людей, находящихся под наблюдением.
У девяти больных шизофренией и тех, кто находился под наблюдением, были зафиксированы делеции на участке хромосомы 15 - одном из тех участков, где содержится целая группа генов. В то время как участок хромосомы 1 имел делеции у десяти пациентов с шизофренией и только у одного человека, находившегося под наблюдением. «Это говорит о том, что такие вариации в обоих участках представляют собой потенциальный фактор риска развития шизофрении», - заявила доктор Склар.
Исследователи также подтвердили, что в 13 случаях наблюдалась замеченная ранее связь между шизофренией и делецией в хромосоме 22. Другие подозрительные участки выявлены на хромосомах 12 и 16 в генах, относящихся к развитию и росту клеток головного мозга.
По словам ученых, еще предстоит узнать, как именно эти генные вариации превращаются в болезнь, так как мозг является самым сложным объектом человеческого организма.
«Мы получили сразу несколько зацепок для последующих исследований, - говорит Склар. - Эта работа открывает перед нами совершенно новую стратегию анализа шизофрении и дает новые подходы к поиску и разработке эффективного лечения пациентов и семей, страдающих этим ужасным заболеванием».
Те же делеции на хромосомах 1 и 15, о которых сообщили Склар и ее коллеги, а также еще один участок на хромосоме 15 связываются с шизофренией и авторами другого опубликованного в Nature крупного исследования, в котором участвовали почти 15 тысяч родителей и детей. Исследование было проведено международной группой ученых из исландской компании DeCODE genetics и Университета Исландии совместно с их коллегами из Китая и США.
«Шизофрения - это расстройство, затрагивающее мысли и эмоции. Таким образом, это наиболее типичное человеческое заболевание, но при этом его крайне сложно объяснить с точки зрения биологии и трудно выявить, - заявил доктор Кари Стефанссон, исполнительный директор DeCODE. - Эта информация важна потому, что проливает свет на причины заболевания и является первой ступенью для разработки молекулярного теста, необходимого при клинической диагностике и клиническом вмешательстве».
Доктор Тим Дежаежер из Центра генетики человека в бельгийском Левене так прокомментировал данные работы: «Найти новые гены, связанные с риском шизофрении, или участки хромосом, связанные с шизофренией, невероятно сложно, так как вклад отдельных генов в возможность развития заболевания минимален. Просто нет такой штуки, как ген шизофрении, мутации, которая совершенно точно даст это заболевание. Это исследование действительно очень важно, и его масштаб делает возможным выявление мельчайших изменений».
«Только исследования подобного масштаба действительно по-настоящему важны для генетики шизофрении и анализа психиатрических заболеваний вообще. Мы не знаем о молекулярной цепи, которая вызывает шизофрению. Однако придется считать ее отправной точкой для новых работ», - отметил он.
© The Daily Telegraph, UK, 2008 31.07.2008 / РОДЖЕР ХАЙФИЛД
|