Главная » 2008 » Июль » 25 » Миндалина поможет стать смелым за несколько дней
Миндалина поможет стать смелым за несколько дней
Страх – важнейший инструмент естественного отбора, а умение в нужный момент убежать – залог успешной выживаемости. Некоторые возразят, что, мол, необходимо тренировать силу воли. Но учёные выяснили: многие боязни и фобии "прошиты" в нас на генетическом уровне. Не беда! С этим можно будет бороться, воздействуя на головной мозг с помощью точечной терапии.
По одной из традиционных версий, в основе страха лежит осознание конечности своего существования. А также его туманности. Просто-таки гамлетовская ситуация: "когда бы страх чего-то после смерти, – безвестный край, откуда нет возврата земным скитальцам, волю не смущал".
Однако успехи молекулярной биологии постепенно приоткрывают эту мистическую завесу. Современное ощущение риска и опасности – цепочка химических реакций в различных отделах мозга.
Начинается эта цепочка с появления внешнего раздражителя, а на конце её – производство необходимых для повышенной концентрации химических соединений: сердце начинает биться чаще, лёгкие работают в более продвинутом режиме, мышечные массы напрягаются, ну и так далее.
В нейрофизиологии эта реакция обычно называется бей-или-беги (fight-or-flight). Организм таким образом даёт возможность либо быстро убежать, либо резко и более внушительно намекнуть противнику в правый глаз.
Раньше это, конечно, было более актуально, но и теперь чувство страха не потеряло своего значения. Не просто так возникают фобии.
Если одна вредная дверная ручка постоянно бьётся током, вы волей-неволей будете находиться в состоянии повышенного напряжения, берясь за неё.
Есть и более сложный уровень: боязнь высоты или самолётов, например, формируется априори — находиться на краю пропасти действительно рискованно, а об авиапроисшествиях регулярно и со всеми ужасающими подробностями сообщают в новостях.
Учёные уже давно начали собирать воедино головоломку панических ощущений, нацелившись на детальное описание биохимических процессов, лежащих в их основе.
А они достаточно сложны и запутанны. Настолько, что зачастую, переступив тонкую грань физиологической необходимости, страх превращается в фобию или в навязчивое состояние.
Тем не менее все "дороги страха", по мнению большинства учёных, ведут в гипоталамус. А важнейшую роль в формировании реакции этого координатора гормонального обмена играет миндалевидное тело (corpus amygdaloideum).

Ранее исследования уже показывали, что эта подкорковая мозговая структура играет важную роль в процессе, известном как подавление страха. Но сам механизм оставался как бы чёрным ящиком: было непонятно, какие именно кластеры клеток ответственны за реакцию возбуждения.
Новые методы исследований помогли приблизиться к разгадке: катализаторами являются, скорее всего, так называемые вставочные нейроны (или вставочные клеточные массы амигдалярного комплекса – intercalated neurons), которые и ответственны за преодоление страха.
Американские учёные обнаружили в мозге подопытных крыс особые клетки, которые позволяют им побороть страх и тревогу.
"Полученные нами данные свидетельствуют о том, что мы не можем забыть наш страхи, но зато есть шанс научиться не бояться вызывающего страх раздражителя", — говорит руководитель исследования Дэнис Паре Denis Paré из университета Рутгерса (Rutgers University).

Паре и его коллеги продемонстрировали важность вставочных нейронов, проводя тренировки грызунов по Павлову: когда их бил слабый электрический ток, это сопровождалось определённым сигналом.
Возникали условные рефлексы, которые учили крыс бояться этого звука, и, услышав его, они на несколько секунд в ужасе замирали на месте.
Во втором раунде исследователи тоже использовали контрольный сигнал, но уже, как водится, без электросудорожной терапии.
А на следующий день после окончания "тренировок" группа использовала лекарства-мишени для нейтрализации вставочных нейронов у половины подопытных крыс.

Неделю спустя животные с неповреждёнными нейронами привыкли к тому, что воспроизведение контрольного звука больше не связано с раздражителем и стали жить как ни в чём не бывало. А вот те особи, клетки которых были поражены, продолжали бояться и в ужасе застывали, каждый раз ожидая удара током.
Результаты эксперимента подтвердили предварительные догадки о том, что локализованные кластеры миндалины играют важную роль в формировании механизма нейтрализации (угашения) воспоминаний (extinction memories).
Механизм этот состоит в том, что с течением времени при отсутствии раздражителя реакция на него становится селективной.
Андреас Люти (Andreas Lüthi) из института биомедицинских исследований Фридриха Мишера (Friedrich Miescher Institute for Biomedical Research) считает, что это "важное и элегантное" исследование наглядно демонстрирует роль вставочных нейронов в торможении страха (fear inhibition).
Такая детализация биохимического комплекса, в свою очередь, делает возможной разработку точечных препаратов для регуляции работы отдельных клеток головного мозга.
Авторы работы считают, что человека с неврозом можно будет привести в нормальное состояние буквально за несколько дней – именно столько занимает нейтрализация воспоминаний посредством миндалевидного тела в естественных условиях.

Но, с другой стороны, остаются неясными побочные эффекты такого "сфокусированного" воздействия. Да и в том, что за панические неврозы отвечает лишь corpus amygdaloideum, тоже уверенности нет.
Например, ещё в одном исследовании, опубликованном в журнале Science, панические состояния связывают с другой областью мозга. Соответственно, и "лечить" их надо будет по-другому.
В общем, простор для открытий остаётся немаленький, но к решению многих задач, ранее казавшихся фантастическими, наука уже приблизилась вплотную.
К примеру, к перспективным методам борьбы с посттравматическим стрессом или навязчивыми состояниями.
Источник: http://www.membrana.ru/