Группа американских ученых открыла ген, окрещенный «бессонным» – Sleepless, который играет важную роль в регуляции этой функции.
Ученые провели опыты на дрозофилах и обнаружили, что мутанты, у которых нет «гена бессонницы», спят почти на 85% меньше, чем нормальные мухи (самки – меньше на 80%), а некоторые даже умирают.
Мухи, у которых этот ген не функционирует совсем, спят нормально, но когда они вынуждены долго не спать, им требуется гораздо меньше сна, чтобы восстановиться. Это второй ген сна, который удалось вычленить, пишет испанская газета El Pais.
Контроль над сном зависит от двух основных факторов: времени сна и потребности во сне. «Ген бессонницы» является частью второго механизма и влияет как на сон, так и на восстановление после длительного бодрствования, объясняет на страницах журнала Science Амита Сегал (Университет Пенсильвании) с коллегами.
Хотя мухи и люди очень далеки друг от друга в эволюционном отношении, ученые знают, что многие гены у них совпадают, и проводят опыты на мухах, чтобы понять, как функционируют гены у людей.
Поэтому эти исследования могут быть использованы, чтобы попытаться ответить на базовом молекулярном уровне на старый вопрос: почему мы спим? Кроме того, они могут помочь найти подход для лечения нарушений сна, которыми страдают многие люди.
«Недосыпание и плохой сон становятся все большей проблемой индустриализированных стран, – пишут Сегал и ее коллеги в журнале Science. – Хронические проблемы со сном снижают качество жизни, производительность труда и приводят к смертельным случаям».
|