Ученые издавна считали белое вещество пассивной инфраструктурой мозга. Однако новые исследования показывают, что оно активно участвует в обучении, а также в развитии психических заболеваний
Представьте, что возможно заглянуть внутрь головы и увидеть, почему один человек умнее другого. Или же узнать, что какие-то скрытые особенности мозга ведут к развитию шизофрении или дислексии. Новый метод томографического исследования позволяет ученым получать именно такие сведения и раскрывает удивительную вещь: на интеллект, как и на психическое здоровье, влияют тракты, расположенные в глубине мозга и состоящие исключительно из белого вещества.
В сером веществе нашего мозга происходит умственная работа и хранится память. Кора представляет собой почву на поверхности мозга, состоящую из плотно упакованных тел нервных клеток, называемых нейронами, где как раз и принимаются решения. Глубже лежит «коренная порода» — белое вещество, занимающее примерно половину объема мозга человека (намного больше, чем у животных). Белое вещество состоит из миллионов соединительных волокон, каждое из которых представляет собой отдельный длинный отросток нервной клетки, или аксон, одетый в белое жироподобное вещество, называемое миелином.
Нейрофизиологи десятилетиями не проявляли должного интереса к белому веществу. Они считали миелин простой изоляцией, а находящиеся внутри аксоны — не более чем электрическими проводами, которые подобно магистральным телефонным линиям, связывающим районы страны, соединяют между собой нейроны различных областей мозга.
В теориях, объясняющих механизмы обучения, памяти и развитие психических расстройств, основное внимание уделялось молекулярным событиям в нейронах и знаменитых синапсах — крошечных точках контакта между нейронами. Однако теперь ученые начинают понимать, что недооценивали важность белого вещества для передачи информации между областями мозга. Новые исследования показывают, что степень его развития различна у людей с разными нарушениями функционирования мозга или индивидуальным опытом. Оно также меняется, когда человек осваивает или совершенствует какой-нибудь навык, например игру на фортепиано. Даже несмотря на то что именно нейроны в сером веществе обеспечивают умственную и физическую активность, функционирование белого вещества может быть не менее критично для приобретения различных знаний. И здесь надо искать ответ на вопрос, почему старую собаку трудно научить выполнять новые команды...
Дуглас Филдз
июнь 2008 № 6 "В МИРЕ НАУКИ"
Полностью материал можно прочитать в печатной версии журнала
|