Профессор, доктор медицинских наук, член-корр. РАМН, действительный член Международной академии наук высшей школы, почётный член Королевского колледжа врачей (Лондон) Владимир Константинович Лепахин – инициатор, вдохновитель и организатор службы мониторинга побочного действия лекарственных средств в нашей стране на протяжении последних 20 лет – рассказал нам о своем взгляде на рассматриваемый вопрос.
Владимир Константинович, расскажите, пожалуйста, коротко об истории системы мониторинга побочных эффектов лекарств в современной России? Чем данная система отличается от предыдущих? Система мониторинга побочных эффектов лекарственных средств существовала еще во времена СССР, но с приходом 90-х гг. она была разрушена, и несколько лет, вплоть до 1997 года в России не было специальной службы по отслеживанию неблагоприятных эффектов лекарственных средств. В 1997 году, понимая необходимость и важность работы по сбору и анализу таких данных и проанализировав варианты организации службы в различных странах, я пришел к выводу, что наиболее эффективной для России будет региональная система, и выступил с предложением по её созданию. Центр был организован на базе руководимой мной кафедры общей и клинической фармакологии РУДН. В результате было создано около 20 региональных центров по всей России, которые активно работали и собирали данные. Однако в таком виде система просуществовала только 1999 года. Дело в том, что я в это время уже работал в ВОЗ, а организация службы в России во многом зависит от труда и стараний энтузиастов. Поэтому с 1999 года работа по мониторингу побочного действия лекарственных средств проводилась на базе ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», хотя фактически работа была скорее методической, также была подготовлена юридическая база. После моего возвращения год назад, я опять активно занялся этим вопросом и уже к октябрю 2007 года при поддержке руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Николая Викторовича Юргеля был создан Федеральный Центр мониторинга безопасности лекарственных средств. Принципиально система организации службы – та же, что и разработанная в 1997 году. Среди 20 организованных тогда региональных центров, некоторые продолжали вести активную работу. Это, прежде всего, Омск, Челябинск и некоторые другие. Суть работы региональных центров сводится к сбору данных от практикующих специалистов, прежде всего врачей, и отправке данных в Федеральный центр в Москве, где они анализируются. Сейчас мы начали применять более эффективное программное обеспечение, которое позволяет быстрее и достовернее получить выходную информацию. Результаты такого анализа, проведенного в Федеральном центре, направляются обратно в регионы для распространения в среде практикующих специалистов и принятия определенных мер. В тех регионах, где пока нет региональных центров, врачи должны отправлять заполненные извещения напрямую в Федеральный центр.
|