В Госдуме прошел круглый стол "Проблемы развития института уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ". Как отметила председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, в этом году институту уполномоченных исполняется 10 лет. "Это достаточный срок, чтобы обобщить накопленный опыт и сделать некоторые выводы…", - отметила она. По словам депутата, на рассмотрении в Госдуме находится проект Федерального закона N432603 "О внесении изменений в ст.7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".Документ предусматривает право обращения омбудсменов в суды общей юрисдикции с заявлениями по защите прав и интересов детей, а также давать заключения по судебным делам в сфере защиты прав детей. В 2007 году было зафиксировано более 1 млн 500 тыс. случаев нарушения прав детей, что в три раза больше, чем в 2006 году. Мизулина считает, что в области профилактики противоправных действий в отношении несовершеннолетних МВД работает неэффективно. Так, помощь ребенку, проживающему в неблагополучной семье, оказывают только после совершения преступления в отношении него. "В задачу органов милиции должно входить предупреждение и выявление фактов насилия над ребенком", - подчеркнула она. Эту задачу, по мнению Мизулиной, может выполнять и региональный омбудсмен, если у него будет право обращаться в суд по факту нарушения прав ребенка или в случае подозрения на возможность их нарушения. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Алексей Головань в свою очередь рассказал о принципах работы института защиты прав ребенка. Так, Детский фонд ООН (UNICEF) определяет его как независимый и законодательно учрежденный орган, созданный для отстаивания прав и интересов детей. Сегодня, по данным А. Голованя, уполномоченные действуют в 60 государствах; существует три сети уполномоченных (Европейская, Латиноамериканская и Юго-Восточная азиатская). В России такая должность введена в 23-х субъектах РФ и нескольких десятках муниципальных образований. По словам А. Голованя, действуют несколько моделей, по которым работают омбудсмены. Службы уполномоченных могут существовать как независимые органы; могут быть встроены в структуру исполнительной власти или структуру уполномоченного по правам человека. Например, в Ивановской области омбудсмен работает на общественных началах, являясь депутатом Законодательного собрания. При этом различна и законодательная база, в соответствии с которой осуществляют свою деятельность уполномоченные, отметил Головань. Тем не менее они работают по четырем направлениям: защита прав конкретных детей, их представительство в суде, работа по обращениям и собственной инициативе; проведение независимых проверок детских учреждений, органов опеки и попечительства и т.д. на предмет нарушения прав несовершеннолетних; улучшение правовой базы, направленной на защиту детей; правовое просвещение детей и их законных представителей. "Одним из самых мощных инструментов деятельности по защите прав ребенка уполномоченных являются ежегодные доклады", - подчеркнул омбудсмен.
Уполномоченные в регионах фиксируют ежегодное увеличение количества обращений граждан. В столице этот показатель ежегодно увеличивается на 15-20% (в 2007 году – на 43%). По словам А. Голованя, практика работы региональных омбудсменов показывает, что они разрешают не менее каждого пятого поступающего обращения. "С точки зрения мировых стандартов… это достаточно неплохая работа", - считает Головань. Он также сформулировал несколько предложений, направленных на развитие интитута уполномоченных. По его мнению, омбудсмен должен быть независимой и персонифицированной фигурой - уметь самостоятельно определять приоритеты своей деятельности, иметь независимую точку зрения. "Не должно быть никакого административного воздействия. Институт уполномоченного должен быть максимально независимым", - полагает Алексей Головань. Кроме того, омбудсмен должен иметь возможность напрямую опираться на парламент или другой орган представительной власти в субъектах РФ. А. Головань также прокомментировал законопроект "О внесении изменений в ст.7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". По его мнению, с принятием документа институт уполномоченного по правам ребенка будет закреплен на федеральном уровне, что приведет к введению этой должности во всех субъектах РФ. Кроме того, уполномоченный будет иметь право обращаться в суд с целью защиты прав ребенка - судебная защита интересов детей является очень эффективным и в некоторых случаях единственно возможным механизмом разрешения тех или иных ситуаций.В настоящее время развитие института уполномоченных сдерживается из-за различного правового статуса омбудсменов, а также отсутствия должности федерального уполномоченного. По мнению Голованя, он должен заниматься политикой в интересах детей на общероссийском уровне, лоббировать законопроекты и программы, направленные на защиту прав детей, взаимодействовать с органами власти РФ. В ходе круглого стола неоднократно говорилось о том, что институт уполномоченных должен быть независимым. Начальник управления аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Наталья Яковлева озвучила позицию Владимира Лукина по этому вопросу. По его мнению, должность детского омбудсмена нужно вводить в структуру аппарата уполномоченного по правам человека, чтобы "не развивать состязаний амбиций". По итогам круглого стола будут выработаны рекомендации Комитету Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, государственным органам власти субъектов РФ.
|