Все родители знают, что вытащить подростка из кровати - задача не из легких, особенно когда ему надо идти в школу, что вызывает у него депрессию и раздражение. С научной точки зрения ребенка можно понять. Многочисленные исследования показывают, что на ранних этапах полового созревания подростки действительно предпочитают позже ложиться спать и позднее просыпаться. Причина подобной любви ко сну в том, что мозг человека продолжает развиваться до тех пор, пока ему не исполнится 20 с небольшим лет, утверждают неврологи.
Вчера в журнале Journal of Adolescence вышла новая статья с подробным анализом отношения ко сну у 310 австралийских школьников. В этом исследовании содержится, в частности, информация о связи качества сна с настроением, дневной работоспособностью и оценками в школе.
Сопоставив данные о том, как спят подростки в каникулы и в течение учебных семестров, Сьюзан Уорнер, Грег Мюррей и Денни Мейер из Университета технологий Суинберна установили связь между недосыпом и успеваемостью в школе и смогли составить идеальное расписание сна для тинейджеров.
В учебный период подростки спят намного меньше, чем на каникулах, урезая ночной сон на 1 час и 17 минут. Кроме того, им приходится вставать на 2 часа 30 минут раньше. При этом во время каникул школьники, особенно мальчики, стараются позже ложиться спать и просыпаться.
Как показало исследование, школьники считают, что в день им необходимо спать 8 часов 45 минут, хотя во время каникул они стараются провести в постели 9 часов 12 минут. В период учебы они обычно уделяют на сон меньше 8 часов, поэтому им требуется еще примерно 1 час для того, чтобы почувствовать себя свежими и готовыми к новому дню.
Ученые пришли к выводу, что получающийся в результате мрачный и угрюмый тинейджер - это человек, который страдает от серьезной нехватки сна, и куда больше, чем звонок будильника, раздающийся рано утром, ему нужны наше понимание, симпатия и помощь. «Школьное расписание составлено таким образом, что у подростков накапливается солидная «задолженность» по сну. Их организму не хватает времени, отпущенного на сон, и в результате у них ухудшается настроение и снижается работоспособность в течение дня», - заключают исследователи. По их словам, это также влияет на школьные оценки.
Ученые, занимающиеся проблемами сна, знают, что время и потребность в сне регулируются генетическими факторами. Так, некоторые люди являются «жаворонками», другие - «совами». Подростки-«совы» сталкиваются с понятными проблемами, и, возможно, им надо разрешить спать дольше, так как им труднее всего справиться с теми задачами, которые встают перед ними в школе.
«Вы могли бы добавить, что родителей часто раздражает, что поздно вечером дети, вместо того чтобы ложиться спать, бродят по интернету, смотрят телевизор и болтают по телефону, - сказал The Daily Telegraph доктор Мюррей. - С их точки зрения, результатом именно этих привычек становится то, что подростки с трудом просыпаются вовремя, чтобы идти в школу. Однако есть биологическая причина, оправдывающая полуночное бодрствование подростков. Они «запрограммированы» таким образом, что на этом этапе их внутренние часы запаздывают. Настоящий биологический маркер, позволяющий судить об окончании подросткового возраста, - то, что внутренние часы организма сдвигаются и начинают "показывать" то же время, что и часы взрослого человека».
«В том, что касается молодых людей, можно сказать, что с увеличением количества предметов в школе, занятия в старших классах начинаются все раньше и раньше, - добавила доктор Уорнер. - В некоторых австралийских школах уроки начинаются в 8 часов. Наше исследование ставит под сомнение эффективность ранних занятий: подростки приходят в школу, но их мозг все еще спит».
«Долгие годы стремление многих подростков поздно ложиться спать и поздно вставать считалось обыкновенной ленью. Это исследование доказало, что у подростков биологические ритмы, диктующие им, когда ложиться спать и когда просыпаться, в корне отличаются от биологических ритмов взрослых людей, - комментирует работу профессор Рассел Фостер, хронобиолог Оксфордского университета. - Эти выводы могут подсказать нам, каким образом строить систему образования и формировать расписание в школах и колледжах».
©The Daily Telegraph, UK, 2008 03.04.2008 / РОДЖЕР ХАЙФИЛД Материал опубликован в "Газете" №60 от 03.04.2008г.
|