"Человек оторван от природы, погружен в пучину стресса - особенно это видно в таких мегаполисах, как Москва", - сказала Людмила Путина, открывая конференцию "Психолог и общество: диалог о взаимодействии".
В форуме принимают участие около 250 ведущих специалистов в области психологии: семейные психотерапевты, школьные психологи, учителя.
- Самостоятельно справиться с ситуацией могут только очень сильные люди, - обратилась супруга президента РФ к присутствующим. - Но они расплачиваются за это болезнями и одиночеством. Остальные же нуждаются в помощи, чтобы справиться с издер жками прогресса, с самими собой, наладить отношения с окружающими. Психологи могут оказать им эту поддержку. Но, к сожалению, ни в одной стране мира нет такого недоверия к психотерапевтам, как у нас в России. Многие путают их с психиатрами. Нужно изживать этот юношеский нигилизм. Я надеюсь, что в нашем обществе наконец возникнет должное уважение к тому богатейшему опыту, который накопили психологи и философы, пытаясь разгадать тайну человека. Это поможет построить комфортные отношения и в обществе, и в семье.
Без "юношеского нигилизма", зато с юношеским юмором и артистизмом - так можно описать стилистику докладов, прозвучавших на форуме. И нужно признать, что редко когда в специальной аудитории собирается столько таких классиков жанра устного доклада-импровизации, как профессор МГУ Александр Асмолов (тут же выдал афоризм: "Стресс, который всегда с тобой") и профессор ГУ - Высшая школа экономики Владимир Зинченко (блеснул двусмысленным утверждением, что "психология, после богословия и медицины, самая точная из наук").
Впрочем, приподнято-ироничный стиль не исключает серьезных, если не сказать грустных выводов. К примеру, о том, что в области подготовки психологов мы, к сожалению, берем не качеством, а количеством.
- Зарубежные психологи помимо образования и ученых степеней систематически проходят сертификации, - констатировал Владимир Зинченко. - Государство доверяет сертификацию и лицензирование д еятельности психологов соответствующим профессиональным ассоциациям. Нам до всего этого довольно далеко, хотя по численности психологов мы уже обгоняем США. Уходя, советская власть оставила нам от 5 до 6 тысяч психологов. Сегодня, по самым скромным подсчетам, их в 20-25 раз больше.
О том, что этим многочисленным психологам не очень доверяют, говорит недавнее исследование РОМИР, по которому выходит, что к психотерапевту или психологу за советом пойдут только шесть процентов опрошенных.
Одна из главных причин психологического дискомфорта современного человека, по мнению Александра Асмолова, это кризис идентичности после распада СССР:
- В советской идеологии образование и СМИ явно или неявно исполняли мелодию социального конструирования личности, именуемой "советский человек". Помните: "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз!" Погружение советской Атлантиды на дно исторического океана привело к тому, что массовое сознание россиян разных национальностей, конфессий и регионов стало своего рода "бездомным сознанием".
Перемены коснулись и семьи. Психологи пока не дают им однозначной оценки, но четко определяют болевые точки.
- Не стало "мужских" и "женских" дел, - утверждает председатель правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов Анна Варга. - Появилось много бикарьерных семей. Сексуальная революция разрушила интимность и уникальность половой жизни в браке, основой его стало некое партнерство, не союз родителей, не союз добытчика и хранительницы домашнего очага, а союз личностей. Так брак стал более эмоциональным и менее прочным.
Проблем, поднятых на форуме, так много и все они настолько важны, что первым пунктом резолюции конференции стало предложение правительству России создать межведомственную комиссию по проблемам практической психологии.
Елена Новоселова Российская Газета
|