Достоверная информация о лекарственных препаратах, особенностях их действия и возможных побочных эффектах, о взаимодействии с другими средствами и о многих других характеристиках, определяющих применение препаратов в клинике и в амбулаторной практике, является необходимой как для врача, так и для пациента. В недалеком прошлом информацию о лекарственных препаратах можно было получить из справочников, из статей в научных журналах и из руководств и монографий по лечению заболеваний. Не умаляя значения вышеперечисленных источников информации, следует сказать, что в медицине произошел революционный переворот в способах и легкости получения такой информации, связанный с бурным развитием Интернета, появлением ряда весьма эффективных поисковых программ и созданием большого количества электронных баз данных.
С каждым годом все больше и больше людей выходит в Интернет для получения информации об особенностях их заболевания и современных способах его лечения. Исследования показывают, что 64% людей, имеющих возможность выхода в Интернет из дома, запрашивают медицинскую информацию (Twibell, Anzalone, 2001). Информация о лекарственных препаратах выставляется в Интернет как независимыми (от фармфирм) организациями – университетами и отдельными лабораториями, профессиональными медицинскими обществами, ассоциациями пациентов, так и фармкомпаниями, использующими Интернет в качестве дешевой среды для прямой рекламы своих препаратов среди пациентов (Direct-to-consumers, DTC). Фармкомпании постоянно увеличивают свои затраты на рекламу своих продуктов в Интернете путем создания сайтов компаний и брэндов и оплачивая рекламу на других медицинских сайтах (Macias, 2006). По данным Wilke (1998), бюджет рекламы фармацевтических препаратов находится на 4 месте среди всех видов рекламы. Для поиска фармацевтической информации большинство пользователей Интернет используют системы типа Google, Yahoo, MSN, Rambler, Yandex. Google занимает лидирующие позиции в мире поисковых систем. Более 65% всех запросов в Интернете осуществляются с помощью системы Google. Программа Google позволяет проводить поиск как в англоязычном, так и русскоязычном Интернете. Достаточно в поисковом поле ввести название препарата или любой термин, используемый в фармакологии или фармации, и «кликнуть мышкой» на кнопку “Go”, чтобы через доли секунды на экране появились адреса документов, в которых используется или упоминается искомый термин. Например, при запросе информации о Коэнзиме Q10 система Googlе выдает более 1,2 млн. ссылок. Очевидно, что для сужения области поиска следует использовать больше ключевых слов............
Автор: О.С.МЕДВЕДЕВ, д.м.н., проф., факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова
|