28 января на совместном заседании двух комиссий Московской городской думы - по социальной политике и трудовым отношениям, по науке и образованию - обсуждались меры по совершенствованию работы с детьми-инвалидами в столице. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, прежде чем начать заседание, его участники почтили минутой молчания память скончавшегося 27 января почетного гражданина Москвы, директора Института трансплантологии искусственных органов, хирурга Валерия Шумакова.
Затем представитель департамента образования столицы напомнила участникам заседания о том, что в апреле 2007 года была принята комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве на 2007 - 2009 годы". Руководство города поручило департаменту образования совместно с другими структурами исполнительной власти разработать к ней подпрограмму "Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве на 2008 - 2009 годы". К сегодняшнему дню эта подпрограмма готова и будет рассмотрена на заседании правительства Москвы.
По данным департамента социальной защиты населения Москвы, в городе проживает более 26 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Свыше 70% этих детей обучается в различных учреждениях образования: 48,5% - в общеобразовательных школах, 35,8% - в специализированных школах и школах-интернатах, 10,6% - в дошкольных образовательных учреждениях, 5,1% - в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Количество воспитанников и обучающихся из числа детей, ранее считавшихся необучаемыми, постоянно увеличивается, отмечалось на заседании. Вместе с тем часть детей-инвалидов (прежде всего дошкольники и дети с тяжелыми заболеваниями) не включена в системный образовательный процесс и получает преимущественно медицинские реабилитационные услуги. В сфере работы с детьми-инвалидами имеются и другие существенные проблемы, на решение которых направлена подпрограмма.
Подпрограммой предусмотрен ряд мероприятий, входящих в семь разделов. В их числе: развитие сети специализированных образовательных учреждений, развитие новых форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, создание непрерывной образовательной вертикали, включающей процесс обучения и воспитания детей-инвалидов, начиная с рождения. Также планируется развитие интегрированного обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов: в мире давно и активно внедряются формы совместного обучения здоровых детей и их сверстников-инвалидов, констатировали участники заседания. Также программой предусмотрено внедрение новых технологий в образовательный процесс - в частности, дистантного обучения. Отдельный раздел посвящен развитию системы лечебно-оздоровительного отдыха и спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. В документе также отмечена необходимость совершенствования системы подготовки специалистов в сфере воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, укрепления межведомственной деятельности в указанной сфере.
Общий объем финансирования подпрограммы - 2 млрд 721 млн 88,5 тысячи рублей. В подпрограмме подчеркнуто, что ход ее реализации может развиваться по пессимистическому, оптимистическому или реалистическому сценарию. Реализация оптимистического варианта (100%-ный охват детей-инвалидов обучением и всеми необходимыми видами реабилитации) потребует выделения 15 млрд рублей. На это несоответствие - менее 3 млрд в реальности и более 15 необходимых - обратили внимание депутаты. В частности, по мнению депутата Михаила Москвина-Тарханова, необходимо корректировать программу в процессе ее выполнения, одновременно наращивая финансирование. Также депутаты отмечали необходимость выравнивания уровня заработной платы для педагогов, работающих с детьми-инвалидами, развития инфраструктуры города в целях повышения качества жизни детей-инвалидов. Также обсуждался вопрос об обеспечении квартирами семей с такими детьми - по словам представителя департамента социальной защиты, в нынешнем году таким семьям будет предоставлено 700 квартир. Председатель комиссии по науке и образованию Евгений Бунимович подчеркнул необходимость развития дистантного образования: по его словам, на сегодняшний день им охвачено около тысячи детей, еще 4 тысячи ждут своей очереди.
Подводя итоги заседания, Михаил Антонцев отметил, что, несмотря на указанные недостатки, депутаты приняли решение поддержать подпрограмму "Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве на 2008 - 2009 годы".
|