Говорят, что знание - сила. А еще уверяют, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Об этих двух поговорках не следует забывать российским пациентам. Увы, пока еще качество нашей медпомощи далеко от цивилизованного, да и отношение врачей к пациентам порой не внушает оптимизма. Впрочем, вооружившись нехитрым набором знаний, вы всегда сможете разговаривать с эскулапом на равных. На самые животрепещущие вопросы пациентов ответил "МК" ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук, юрист, профессор Алексей СТАРЧЕНКО.
- Что делать, если вам предлагают заплатить за лечение или медицинскую услугу?
- Платные медицинские услуги - это дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Поэтому требование оплатить услуги, указанные в программе госгарантий, противозаконно. Вы, конечно, можете не знать перечня этих услуг. Поэтому первое, что вам следует сделать, - уточнить у врача, входит ли данная услуга в программу ОМС. И еще попросите врача зафиксировать в медицинской карте причину, по которой услуга не может быть оказана вам бесплатно.
Но если вы уже заплатили, сохраняйте кассовые, товарные чеки (любые другие документы, подтверждающие оплату), чтобы иметь возможность обратиться в страховую компанию за защитой ваших имущественных интересов. Но имейте в виду, что далеко не всегда это можно сделать! Заключая договор на платную услугу с больницей, внимательно читайте его. Если там есть пункт, разъясняющий, что данная услуга входит в программу ОМС и вы можете получить ее бесплатно (а такое случается очень часто), требуйте зафиксировать в договоре предлагаемую дату и условия выполнения бесплатной услуги. Если же вы желаете получить услугу вне очереди, то требование об оплате обоснованно: так решил Верховный суд РФ.
- Что д елать, если очередь на прием к врачу большая, а "платно" можно и без очереди?
- А вот это уже - нарушение закона. Платные медуслуги врачи или подразделения больницы могут оказывать лишь в свободное от основной работы время и только в виде исключения, но при этом не должна ухудшаться доступность бесплатной медицинской помощи.
Так что при выявлении подобных фактов смело идите к главному врачу и требуйте прекратить нарушение закона. Если вам отказывают, звоните в свою страховую компанию, территориальный Фонд ОМС или прокуратуру.
- Что делать, если предлагают заплатить за лечение или обследование потому, что оборудование приобретено не из средств бюджета или ОМС?
- Это тоже нарушение закона. Больница - некоммерческая организация, и по закону "О некоммерческих организациях" вся ее деятельность и все оборудование, в ней установленное (независимо от источника его финансирования), должно быть направлено на выполнение в первую очередь главной цели - оказание бесплатной медицинской помощи. Платные медуслуги - лишь возможность сделать медпомощь более комфортной и способ заинтересовать медиков в удовлетворении потребности населения в дополнительных медицинских услугах.
- Что делать, если я приехал в гости и заболел, а мне предлагают заплатить за лечение или обследование потому, что я не житель этого города?
- Подчеркну - полис ОМС действителен на всей территории РФ! За оказанную вам помощь больница, в которую вы обратились, получит оплату из территориального фонда ОМС, где выдан полис. Так что требование заплатить незаконно! Исключение может составить лишь плановая медицинская помощь.
Если вы приехали в другой город на длительный срок, обратитесь к главному врачу выбранной вами больницы с просьбой прикрепить вас на обслуживание в связи с временным пребыванием по месту регистрации. Юридически главный врач не может вам отказать. Лишь в случае нехватки персонала в больнице вас могут направить в упр авление здравоохранения, которое предложит вам более "незагруженное" учреждение. Хотя вы вправе настаивать на прикреплении к более удобному для вас медучреждению, где будете получать помощь в порядке очереди, в том числе и плановую.
- Что делать, если вы не удовлетворены действиями врача?
- Помните, что по закону вы имеете право на выбор не только врача, но и больницы, где хотели бы лечиться. Если вы полагаете, что вас лечат неправильно, нужно обратиться к заведующему отделением, начмеду или главврачу в письменной форме. Ответа требуйте тоже в письменной форме.
С жалобой на качество лечения вы можете обращаться в страховую компанию (телефон указан на полисе): она проведет экспертизу качества медпомощи и обяжет больницу предоставить вам направление на госпитализацию или консультацию в другое медицинское учреждение. В крайнем случае страховщик выдаст вам направление в другое учреждение здравоохранения, находящееся с ним в договорных отношениях.
- Что делать, если в больнице на момент обращения нет нужного специалиста, не работает необходимое оборудование для исследования или его просто нет? Можно ли бесплатно получить помощь в другой больнице?
- Можно! Согласно "Типовым правилам страхования" в случае, если в данном лечебном учреждении на момент обращения пациента отсутствует необходимое оборудование или нужный вам специалист, главный врач той больницы, куда вы обратились (или где вы прикреплены), обязан выдать вам направление в другое лечебное учреждение, где имеется необходимый специалист, и необходимое исследование будет вам проведено в порядке очереди бесплатно.
- Обязан ли пациент предоставлять полис при обращении в больницу?
- При оказании плановой медицинской помощи это обязательно. Но отсутствие у гражданина полиса ОМС не может служить основанием для отказа в предоставлении экстренной медицинской помощи независимо от того, где он находится. Так что если у вас температура, гипертонический криз, боли в сердце, травма или ОРЗ, то требование полиса как обязательного условия оказания вам помощи незаконно! Типовые правила страхования гласят, что вы можете сообщить сотрудникам больницы, в какой страховой компании застрахованы, а идентифицировать вас как застрахованного - уже обязанность больницы и страховой компании.
Но следует знать, что предъявление полиса при обращении за медицинской помощью позволит медработникам своевременно и в полном объеме получить свою зарплату, поэтому необходимо уважать это право.
- Что делать, если вы забыли полис или не взяли его с собой, а экстренную помощь оказывать отказываются или требуют оплатить ее?
- Если это произошло в дневное время, обратитесь к главврачу или его заместителю с жалобой. Также вы можете обратиться в свою страховую компанию. В вечернее или ночное время потребуйте ответственного врача по больнице.
Уточните его Ф.И.О. и потребуйте обосновать в медицинской карте отказ. Настаивайте на требовании оказать вам помощь и в вызове главного врача. И главное, если, по вашему мнению, вашей жизни или жизни ваших близких угрожает опасность, а помощь оказывать отказываются, не теряя времени, набирайте "02" и вызывайте милицию.
Требуйте у сотрудников милиции зафиксировать в протоколе данный факт. В Уголовном кодексе РФ есть специальные статьи, предусматривающие наказание за неоказание медицинской помощи (статья 124 УК РФ) и за оставление в опасности (статья 125 УК РФ).
Если выяснится, что отказ от помощи повлек ухудшение здоровья, инвалидизацию или смерть пациента, то врач может быть осужден и лишен свободы, а в некоторых случаях он будет обязан выплачивать компенсацию пациенту или его родственникам.
- Если в прошлом году пациент прошел платно обследование, предусмотренное программой ОМС, может ли он вернуть затраченные деньги?
- Срок исковой давности по такого рода нарушениям составляет три год а с момента их совершения. Так что если прошло менее трех лет, обратитесь к главному врачу больницы с письменным заявлением с просьбой вернуть вам затраченные на лечение средства. В случае получения отказа обращайтесь в свою страховую компанию. Она проведет экспертизу данного страхового случая, и если жалоба будет признана обоснованной, больнице будет рекомендовано вернуть вам затраченные на лечение деньги.
В случае повторного отказа удовлетворить жалобу страховая компания или вы лично можете обратиться в прокуратуру или суд. По решению суда вам могут быть возвращены затраченные деньги, а при выявлении массовых нарушений прав пациентов приостановлено право данной больницы оказывать платные медицинские услуги населению.
- В чем основная проблема взаимоотношений врача и пациента?
- Чаще всего их две. Первая - в том, что пациент стесняется задавать вопросы врачу, безраздельно доверяя ему. И только когда появляются осложнения или выздоровление затягивается, вспоминает о своих правах.
Вторая причина - в том, что врачи не привыкли отвечать на вопросы пациентов, забывая о том, что закон обязывает, именно обязывает их разъяснять пациенту все, что касается его диагноза, плана обследования и лечения. Не один раз, не два, а столько, сколько нужно, при этом обязательно получая от пациента согласие на назначение всех лекарств, выполнение манипуляций или операций. Отказ от выполнения своих назначений врач обязан фиксировать в медицинской карте, а пациент должен поставить свою подпись под отказом. Там, где врач разговаривает с пациентом, разъясняя вопросы и сомнения, как правило, жалоб не бывает!
Нашим врачам пора привыкать, что юридическая грамотность пациентов с каждым годом растет. И с ростом компенсаций по нанесению вреда здоровью пациенту от ненадлежащего оказания медицинской помощи (называемыми в народе врачебными ошибками) неуклонно возрастет и количество исков к медикам. Пора становиться юридически грамотными как пациентам, так и медикам. Лишь закон ная взаимная реализация их прав позволит нам быстрее стать цивилизованным государством.
"Московский комсомолец"
|