eдиный детский
телефон доверия
экстренная психологическая помощь
в Хабаровске
поиск по сайту

  психология
Перейти на главную страницу
  психиатрия
  психотерапия

С заботой о ребёнке 
Здравствуйте, уважаемый/ая Гость
 
 
/Хабаровск - Владивосток/
Вход
Гостевая книга    Обратная связь    Карта сайта


     О проекте









Школа для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ во Владивостоке. Подробнее...


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА для ВЗРОСЛЫХ. Подробнее...


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для РОДИТЕЛЕЙ. Предварительная запись участников. Подробнее...




случайное фото

Сайты наших друзей

Мы рекомендуем
Главная » 2008 » Январь » 10 » Приемные родители лучше, чем детский дом
Приемные родители лучше, чем детский дом
00:12
По приглашению румынского правительства американские ученые в течение четырех лет следили за развитием детей-сирот в детских домах Бухареста. Ученым предоставили уникальную возможность обеспечить полную случайность выбора детей для передачи на воспитание приемным родителям. Благодаря этому впервые удалось получить методологически корректные и статистически достоверные доказательства того, что дети, переданные на патронатное воспитание, опережают в умственном развитии своих сверстников, оставшихся в приютах.
Вероятно, многие читатели сочтут утверждение, представленное в заголовке, общеизвестным и не нуждающимся в доказательствах. Но не всё так просто. Действительно, в ряде исследований было показано, что в семьях приемных родителей дети развиваются лучше, чем в приютах. Это справедливо как для обычного усыновления (удочерения), так и для быстро развивающейся во многих странах системы foster care, которая понемногу начинает приживаться и в России под названием «патронат». «Патронатные» воспитатели юридически не становятся родителями ребенка и получают за его воспитание зарплату.
Однако все эти исследования остаются уязвимыми для критики, поскольку в них не была обеспечена случайность выбора детей, передаваемых на воспитание в семьи. Поэтому вполне можно было допустить, что наблюдаемая разница объясняется просто тем, что приемные родители выбирают себе детей «получше», а наибольшие шансы остаться в детдоме имеют дети, изначально отстающие в развитии.
Для граждан России преимущество воспитания в семье перед детдомовским кажется очевидным еще и потому, что мы привыкли с сомнением относиться к качеству работы госучреждений. Во многих других странах к этому относятся иначе. Например, в Румынии воспитание сирот в специализированных учреждениях, под контролем профессионалов, традиционно считалось если и не идеальным, то по крайней мере совершенно нормальным решением проблемы.
И всё же румынская общественность, очевидно, терзалась сомнениями по этому поводу, что и побудило правительство принять конкретные меры для прояснения спорного вопроса. Были приглашены специалисты из ведущих научных учреждений США, которые вместе с румынскими коллегами в течение нескольких лет следили за развитием 136 детей, оставшихся без родителей вскоре после рождения. Дети изначально воспитывались в шести детских домах Бухареста. Все отобранные для исследования дети не имели серьезных нарушений развития и наследственных заболеваний. Впрочем, они всё равно в среднем сильно уступали по умственному и физическому развитию контрольной выборке румынских детей, живущих со своими биологическими родителями.
К моменту начала исследования в Румынии не было государственной системы патроната, однако участники проекта сами собрали необходимые средства и нашли 56 супружеских пар или одиноких женщин, которые согласились за адекватное вознаграждение взять на воспитание одного или двух детей. Как и положено в таких случаях, все претенденты прошли специальный курс обучения у опытных румынских медиков и психологов.
Сирот разделили на две равные группы, одну из которых передали на воспитание приемным родителям, а другую оставили в приютах. Распределение детей по группам было совершенно случайным — именно в этом и заключалась главная «изюминка» исследования. Каждому ребенку был присвоен номер от 1 до 136, номера написали на бумажках и положили в шляпу, из которой потом эти бумажки вслепую доставали и раскладывали на две кучки: первую бумажку направо, вторую налево и т. д. Дети, чьи номера оказались в левой стопке, были переданы в семьи, «правые» остались в приютах. Возраст детей к моменту «рандомизации» составлял от 5 до 31 месяца.
Авторы посвятили чуть ли не половину своей статьи, опубликованной в последнем номере журнала Science, и дополнительных материалов к ней обсуждению этических вопросов. Имели ли они моральное право обречь 68 детей на прозябание в приюте, когда их можно было пристроить в семьи? Авторы приводят множество аргументов в пользу того, что их действия не шли вразрез с этическими нормами. Один из аргументов состоит в том, что на момент начала исследования строгие научные доказательства того, что патронат лучше приюта, фактически отсутствовали. Как только были получены первые предварительные результаты, показывающие, что в приемных семьях дети развиваются лучше, исследователи оповестили об этом общественность и румынское правительство. Результатом стало принятие государственной программы поддержки патроната в Румынии. Разумеется, ученые не препятствовали последующей передаче детей из «приютской» группы в семьи, в том числе и до окончания исследования, которое продолжалось более четырех лет (самым маленьким детям в момент начала исследования было 5 месяцев, а наблюдения велись до достижения всеми детьми 54-месячного возраста). В действительности только 20 из 68 детей «приютской» группы остались в приютах к моменту окончания исследования (тем не менее все 68 детей продолжали рассматриваться в рамках «приютской» группы, что лишь повысило достоверность полученных результатов). Кроме того, программа исследования была одобрена как румынским правительством, так и американскими научными учреждениями, принявшими участие в проекте.
Развитие детей оценивалось в возрасте 42 и 54 месяцев при помощи ряда комплексных тестов. Учитывалось не только психическое, но и физическое развитие (двигательные навыки). Полученные результаты однозначно свидетельствуют о том, что в семье дети развиваются гораздо лучше, чем в детском доме. Например, средний показатель IQ, при помощи которого оценивают умственное развитие, в возрасте 54 месяцев составил в «приютской» группе 73,3, а в «семейной» — 81,0 (для сравнения, в контрольной выборке бухарестских детей, живущих со своими биологическими родителями, средний IQ в том же возрасте был равен 109,3).
 
Зависимость коэффициента развития в 42-месячном возрасте (DQ, вертикальная ось) от возраста, в котором ребенок был передан на воспитание приемным родителям, в месяцах (горизонтальная ось). Рис. из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
Авторы попытались выяснить, зависит ли успешность «патронатного» воспитания от таких факторов, как: 1) вес ребенка при рождении, 2) пол, 3) возраст, в котором ребенка передали в семью. Оказалось, что первые два фактора не оказывают значимого влияния на развитие ребенка, а третий имеет решающее значение. Так, в возрасте 42 месяцев средний показатель общего развития (developmental quotient, DQ) у детей, переданных в семьи в возрасте до 18 месяцев, был равен 94,4, в 18-24 месяца – 89,0, в 24-30 месяцев – 80,1, более 30 месяцев – 79,7. Таким образом, чем раньше был ребенок передан на воспитание приемным родителям, тем лучше он был развит к 42-месячному возрасту. Эти различия сохранились и в возрасте 54 месяцев. Ученые рассчитали, что каждый лишний месяц содержания в приюте снижает IQ ребенка в возрасте 54 месяцев в среднем на 0,59.
Таким образом, исследование показало, что для детей-сирот система патроната предпочтительнее, чем содержание в приюте, даже если речь идет о приютах вполне приличных и соответствующих мировому уровню, как в Бухаресте.
 
Источник: Charles A. Nelson et al. Cognitive Recovery in Socially Deprived Young Children: The Bucharest Early Intervention Project // Science. 2007. V. 318. P. 1937–1940.
 
Категория: Другие медицинские новости | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 последние новости
 
 
    Разделы новостей
    календарь новостей
    «  Январь 2008  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    архив новостей за 2011 год

    архив новостей за 2010 год

    архив новостей за 2009 год

    архив новостей за 2008 год

    архив новостей за 2007 год



    Интернет-служба психологической помощи детям, подросткам и их родителям © 2007-2024
    ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации психолога или врача.
    Идея проекта - Е.В. Романова, В.Гр. Мельничук    Администратор проекта - Е.В. Романова