Инклюзивное (включающее) образование предполагает, что люди с различными формами инвалидности должны быть включены в образовательный процесс на равных правах с людьми без инвалидности, а учреждения образования создать им для этого соответствующие условия.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, при котором любой ребенок может получать образование вне зависимости от физических или умственных особенностей, культурной принадлежности, национальности, социального происхождения и других отличий. Инклюзивное образование предусматривает возможность обучения ребенка с теми или иными особенностями в школе, наиболее близкой к дому. При инклюзивном образовании каждый ребенок имеет возможность воспитываться в семье, а его родители могут выбирать для него наиболее подходящее, по их мнению, учебное заведение.
Принципы инклюзивного подхода в образовании:
Признание того, что образование – это средство обеспечения и достижения равенства;
Признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе;
Признание для общества равной ценности всех учеников, независимо от их принадлежности к той или иной социальной группе;
Понимание того, что различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
Признание того, что развитие инклюзивного образование требует проведения реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
Признание необходимости проведения оценки наличия барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, их изучение и преодоление;
Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ.
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.
Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Включающее образование основано на следующх положениях:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Включение – это не интеграция:
Включение – это больше, чем интеграция.
Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
Специалисты приходят помогать детям.
Обычные школы изменяются.
Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.
Воспринимают человеческие различия как обычные.
Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.
Включение – это:
НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе;
НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки;
НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей;
НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.
Полезные брошюры РООИ "Перспектива"
Использованы материалы сайта РООИ "Перспектива"