Инклюзивное (включающее) образование предполагает, что люди с различными формами инвалидности должны быть включены в образовательный процесс на равных правах с людьми без инвалидности, а учреждения образования создать им для этого соответствующие условия. 
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, при котором любой ребенок может получать образование вне зависимости от физических или умственных особенностей, культурной принадлежности, национальности, социального происхождения и других отличий. Инклюзивное образование предусматривает возможность обучения ребенка с теми или иными особенностями в школе, наиболее близкой к дому. При инклюзивном образовании каждый ребенок имеет возможность воспитываться в семье, а его родители могут выбирать для него наиболее подходящее, по их мнению, учебное заведение.
Принципы инклюзивного подхода в образовании: 
 Признание того, что образование – это средство обеспечения и достижения равенства; 
 Признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе; 
 Признание для общества равной ценности всех учеников, независимо от их принадлежности к той или иной социальной группе; 
 Понимание того, что различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать; 
 Признание того, что развитие инклюзивного образование требует проведения реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом; 
 Признание необходимости проведения оценки наличия барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, их изучение и преодоление; 
 Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся; 
 Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой; 
 Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.
Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Включающее образование основано на следующх положениях: 
 Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 
 Каждый человек способен чувствовать и думать. 
 Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 
 Все люди нуждаются друг в друге. 
 Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 
 Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 
 Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 
 Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Включение – это не интеграция: 
Включение – это больше, чем интеграция. 
 Молодые люди учатся вместе в обычной школе. 
 Специалисты приходят помогать детям. 
 Обычные школы изменяются. 
 Внимание на возможности и сильные стороны ребенка. 
 Все молодые люди изучают историю инвалидного движения. 
 Воспринимают человеческие различия как обычные. 
 Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями. 
 Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью. 
 Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих. Включение – это: 
 НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе; 
 НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки; 
 НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей; 
 НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.Полезные брошюры РООИ "Перспектива"
Использованы материалы сайта РООИ "Перспектива" 
		
	
 


