1 октября на VI Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ Павел Астахов сообщил об увеличении численности безграмотных подростков. Свыше 30 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет в 2012 году не учились в школе. Среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет почти 700 тыс. являются малограмотными и неграмотными, что составляет до 14,7% от общего их числа. На пресс-конференции"Детская безграмотность: пути решения проблемы", прошедшей 9 октября в РИА "Новости", член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова заявила, что изменить ситуацию сможет только "возвращение престижа грамотности". По ее словам, анализ грамматических ошибок, которые допускают школьники, показал, что чаще всего подростки страдают "функциональной безграмотностью" (совершают ошибки из-за поверхностного знакомства с текстом). Выход – приобщать детей к чтению, считает Людмила Бокова. По словам директора Института развития образования профессор Ирины Абанкиной, проблема детской безграмотности напрямую связана не только с социально-экономическим положением в семье, но и с ее мобильностью. "Из-за частых переездов младшие дети могут оставаться на попечение старших. Чаще всего это негативно сказывается на их уровне образования", - сказала Ирина Абанкина. Однако в силах государства и общественных организаций сделать жизнь подростков комфортной и интересной. "Чтобы устранить пробелы в образовании у детей, нужно выявлять их на ранней стадии", - заметила Ирина Абанкина. С такой задачей смогут справиться НКО, в том числе занимающиеся культурным образованием подрастающего поколения. По мнению эксперта, если соотносить число детей, не посещающих школу (30 тыс. человек), с общим числом школьников (13, 5 млн), то на этом фоне первые данные не выглядят "катастрофическими". Кроме того, часто тот факт, что ребенок не ходит в школу связан с неудовлетворительной работой органов опеки и попечительства, а где-то – с отсутствием у школы возможности создать для ребенка-инвалида необходимую инфраструктуру. Но никак не с тем, что несовершеннолетнего можно назвать безграмотным. Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров считает, что на грамотность детей влияют новые информационные технологии. С пятилетнего возраста они пользуются компьютером, добавил эксперт. "Все офисные программы подсказывают нам, где нужно поставить запятую", - сказал Руслан Гаттаров. Он предположил, что такая новая речевая культура, как "албанский язык" в Сети – причина осознанного игнорирования подростками норм русского языка. Одним из выходов из сложившейся ситуации Руслан Гаттаров видит в "героизации" людей, обладающих знаниями. Он привел пример появления в Европе сериалов о новой прослойке молодежи. Это молодые люди, которые не просто хорошо учатся, но активно проводят свободное время, являются лидерами среди сверстников. По словам Руслана Гаттарова, у этих сериалов высокие рейтинги, в том числе потому, что они качественно сняты.
|