Пачки сигарет, выставленные на витринах магазинов, подталкивают подростков к курению. К таким выводам пришли специалисты из новозеландской антитабачной организации АSH.
Она провела опрос, в котором приняло участие 27 тысяч старшеклассников из 238 школ страны. Подросткам предлагалось ответить на вопросы, в какой ситуации они вероятнее всего закурят.
Большинство респондентов твердо заявили, что откажутся от протянутой другом или одноклассником сигареты, осознавая, что никотин вреден для растущего организма. Однако постоянно мелькающие перед глазами яркие пачки с табачной продукцией, которая в изобилии представлена в любом магазине, супермаркете, универмаге, порождают соблазн попробовать затянуться. Более того, у молодых людей, посещающих торговые точки два-три раза в неделю, желание "поэкспериментировать" с табаком намного сильнее, нежели у тех, кто реже ходит за покупками.
По словам одного из авторов исследования доктора Джанин Пейнтер, именно такая подсознательная реклама пагубно воздействует на потенциальных курильщиков. Молодежь неосознанно, лишь взглянув на ряды сигаретных пачек, задумывается, а не попробовать ли "запретного плода".
В качестве других потенциальных угроз, когда дети тянутся к сигарете, был назван "синдром кумира", когда подростки пытаются подражать привычкам своего идола, в образе которого может предстать любой курящий член семьи, популярный актер или певец. Немаловажную роль для потенциальных курильщиков играет и их этническая принадлежность.
Доктор Пейнтер также сказала, что опрос был проведен, прежде чем графические изображения органов курящих людей, например, пораженных легких, сердца или гнилых зубов, стали обязательными атрибутами сигаретных пачек, выставленных на продажу по всей Новой Зеландии. К таким устрашающим мерам в конце февраля 2008 года прибегло правительство страны в рамках очередной антитабачной кампании.
"Столь наглядные предупреждения, к сожалению, не разрушают образы, сформировавшиеся в головах молодежи, - подчеркнула Пейнтер. - Поэтому таких шагов недостаточно, чтобы привить детям чувство отвращения к никотину". По ее мнению, существует реальная взаимосвязь между курением и демонстрацией табачной продукции. "Мы рекомендуем убрать такого рода товары под прилавок, - заявила специалист, - Конечно, такой ход не остановит подростка отказаться от курения, однако даст шанс уберечь некоторых из них от такого поступка".
Антитабачная организация АSH, начиная с 1999 года, на регулярной основе проводит аналогичные исследования по всей стране среди тысяч школьников и студентов.
|