Между левым и правым полушариями нет чёткого разделения на логическое и образно-творческое: эксперименты показали, что по крайней мере визуально-творческие задания полушария предпочитают выполнять вместе.
Мы называем левое полушарие мозга рационально-логическим, а правое — образно-творческим. То есть если мы рисуем картину, создаём скульптуру или сочиняем музыку, то работаем только правой половиной мозга: именно там якобы прячется воображение, комбинирующее образы. Действительно, существует такая вещь, как межполушарная асимметрия, но, как полагают исследователи, было бы большой ошибкой преувеличивать её важность. По-настоящему сложные когнитивные процессы осуществляются без такого жёсткого разделения на «департаменты». Исследователи из Университета Южной Калифорнии (США) внесли свой вклад в разрушение мифа о делении мозга на творческую и рациональную половины. Они пригласили для участия в эксперименте несколько студентов-архитекторов, у которых ввиду специализации визуально-творческая сторона личности должна быть особенно развита. Студентам показывали несколько предметов (например, восьмёрку, букву «С» и круг) и просили в уме скомбинировать их так, чтобы получился новый объект. Например, лицо: его можно было сделать из перевёрнутой восьмёрки на месте глаз, перевёрнутой «С» на месте рта и круга — там, где нос. Другим заданием было просто соединить геометрические фигуры. По контрасту с предыдущим для этого задания никакого воображения не требовалось. Одновременно за активностью мозга наблюдали с помощью фМРТ-сканера. Как пишут авторы в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience, правое полушарие действительно бурно отзывалось на творческое задание. Но при этом оно просило помощи у левого, рационального. В творческой работе участие левого полушария было значительно бóльшим, чем при простом комбинировании предметов в уме. Из чего исследователи делают вывод, что если левое полушарие и не выступает на равных с правым в делах творческих, то уж точно оказывает ему значительную поддержку. В своих экспериментах учёные сосредоточились на визуально-образном творчестве. В дальнейшем они собираются проверить участие полушарий в других творческих заданиях — например, связанных с музицированием, пением, актёрской игрой и т. п. Не исключено, что полушария всякий раз по-иному подходят к задаче и по-разному перераспределяют функции друг друга в зависимости от вида творческой деятельности. Подготовлено по материалам Medical Xpress.
|