Врачи из страха перед наказаниями скрывают до 70% случаев вредных действий или бездействия лекарств, а государство так и не наладило обеспечение населения проверенными препаратами, считают эксперты Общества фармако-экономических исследований (МОООФИ). Впрочем, российское законодательство позволяет врачам не сообщать о большей части побочных эффектов.
120 лекарственных препаратов было отозвано с рынка ЕС в последние 10 лет, причем 33% в первые два года продаж, сообщил 13 апреля на пленуме Межрегиональной общественной организации «Общество фармакоэкономических исследований» руководитель Федерального центра мониторинга безопасности лекарственных средств ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», профессор Владимир Лепахин. При этом новый федеральный закон «Об обороте лекарственных средств» обязывает медиков России сообщать о побочных действиях лекарств, но он в этой части не работает. Таких сообщений приходит не более 20% от реального количества инцидентов, сообщили эксперты.
«Современные лекарства подобны ядерной энергии» По словам Лепахина, в 2010 году в России было собрано 9404 сообщений врачей, в 1 квартале 2011 года— 246, то есть к концу года их не будет больше 10 тысяч, тогда как, по расчетам экспертов ВОЗ, при населении страны в 140 млн. человек таких фактов должно фиксироваться не менее 60–70 тысяч. Так, по данным Лепахина, в 2010 году от побочного действия лекарств тяжелые осложнения получили 5 тысяч человек, а 79 скончались. Причинами несообщения фактов вредного влияния или отсутствия действия лекарств, по словам эксперта, являются страх врачей перед наказаниями за неправильное лечение, перезагруженность и отсутствие мотивации медиков к этой работе. По словам Лепахина, в 60 региональных центрах фармаконадзора России нет оптимального финансирования и грамотных специалистов. «Современные лекарства подобны атомной энергии: они способны принести как огромную пользу, так и огромный вред, сказал в свое время Деррик Данлоп, первый председатель Комитета по безопасности лекарств Великобритании. Действительно, многие лекарственные средства, обладая мощной биологической активностью и выраженной терапевтической эффективностью, несут в себе потенциальную опасность для больного и могут вызывать тяжелые осложнения, иногда приводящие к инвалидизации или даже смерти»,— заметил Владимир Лепахин. «Большая ошибка нового закона в том, что он оговаривает сообщения только о тех побочных действиях препарата, которые не указаны в листовке производителем. Но одно дело когда, к примеру, вредное влияние на печень от таблетки встречается у одного из миллиона пациентов, а другое у одного на сотню. И мы никогда об этом не узнаем. Во всем мире врач сообщает обо всех побочных явлениях и даже о подозрении на них»,— посетовал эксперт.
БАД против генофонда нации Необходимость проведения контроля безопасности лекарств понимают все: и врачи, и организаторы здравоохранения, но на практике функционирование службы фармаконадзора не обеспечивается. К сожалению, большинство населения неграмотно в области лекарственных средств, говорят эксперты. Рекламой, к примеру, насаждается мнение, что чем больше принимать витаминов— тем лучше. Людям не объясняют, что возможен тяжелый гипервитаминоз. «Витамин А в больших дозировках обладает тератогенными свойствами, а у нас врачи назначают беременным витамины, в которых содержание витамина А в 10 раз больше дозы, которую международное тератологическое общество обозначило как безопасную. В мировой практике зафиксированы случаи геморагических инсультов при употреблении витамина Е»,— говорит Лепахин. Что касается употребления и даже назначения врачами БАДов, академик Лепахин отметил, что «такая практика несет риск всему генофонду». «БАД не контролируются строгими испытаниями, но имеют в составе соли тяжелых металлов, токсичные и психо-активные вещества, силденафил бесконтрольно в каждой добавке для стимулирования потенции у мужчин, наркотики,— отметил эксперт.— По данным аналитиков США, до 50% госпитализаций происходит из-за ошибочной лекарственной терапии в амбулаторном звене. А в целом в США от ошибок врачей в области назначений лекарств погибает до 100 человек. Не по назначению используются лекарства в 90% случаев редких заболеваний, 75% в случаях лечения онкологических болезней, более 30% назначений для стариков». Это не значит, что в России ситуация лучше, но у нас нет достаточной информации от врачей к тем, кто по долгу службы должен принимать организационные решения.
Не вера в пользу вареных жаб, а бизнес Зато организаторы здравоохранения поддерживают производителей бесполезных препаратов, уверяют в МОООФИ. «Сегодня по непонятным причинам в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств входят гомеопатические препараты,— сказал на форуме президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор Василий Власов.— Препараты с недоказанной эффективностью». Было бы заманчиво думать, что альтернативная медицина, которую не приемлет ученый мир, это просто «вареные жабы и диагностика кармы», на самом деле страшно то, что это- использование технологий, применение которых не одобрено научной медициной вместо научно испытанных вмешательств. Так, к примеру, столетиями при раке использовали токсичные препараты ртути. Производители гомеопатических препаратов— это огромная индустрия, которую практикуют люди чаще всего с медицинским образованием, объявляя эффективным вещество при «разведении до следового уровня», подчеркнул профессор Власов. Эксперт привел многочисленные примеры «препаратов для лечения мозга вытяжкой мозга», «для лечения глаз вытяжкой из глаз» и т.п, представленных на форуме «Человек и лекарство», проходящем в эти дни в Москве.
Систематические обзоры доказали, что при серьезных исследованиях по сравнению с действием плацебо эффекта от гомеопатических препаратов нет, а при сравнении действия гомеопатического лекарства с реальным препаратом эффективность первого стремится к нулю. Многие Европейские государства после опроса медицинских ассоциаций своих стран запретили закупать гомеопатические препараты на государственные средства.
Сдаем рубежи Участники фармако-экономического пленума МООФИ видят для государства в качестве приоритета срочное отлаживание механизмов снабжения населения лекарствами. Анализируя год действия в России федерального закона «Об обороте лекарственных средств», ректор института повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края— , профессор, академик РАЕН Салават Сулейманов заметил, что, несмотря на трижды вносимые поправки, закон до конца так и не прояснил проблемы ввоза и вывоза лекарств в Россию, что обернулось контрабандным ввозом в багаже лекарств для пациентов с редкими болезнями. Как следствие из-за непроработанности процедур сократилось и количество клинических испытаний лекарств. Со ссылкой на аналитиков аптечного бизнеса, профессор Сулейманов заметил, что действием закона не довольны ни бизнес, ни население: «До 1 июля до 30% аптек в России может закрыться из-за нерентабельности, а к концу 2011года их может стать меньше уже до 50%. Благие пожелания привели к иному результату: ограничению доступа населения к лекарствам, в том числе инновационным, и закрытию аптек». «Декларируемый фармако— экономический подход к обеспечению населения лекарствами реально так и не применяется в России,— отметил руководитель МОООФИ профессор Павел Воробьев,— верх берут непрозрачные решения. Несмотря на то, что фармако-экономика должна обеспечить использование и закупку государством для населения оптимальных лекарств и медтехнологий за оптимальные деньги, она остается декларируемым „красивым бантиком". Количество научных работ в этой сфере, по мнению Воробьева, идет по нисходящей, а качество резко ухудшилось. «С 2007 года остановлен выпуск клинических стандартов лечения, а в целом произошло отступление в здравоохранении даже от рубежа XXI века»,— подытожил профессор Павел Воробьев.
|