Требование "сохранять невозмутимость" на рабочем месте негативно сказывается не только на психологическом состоянии и эффективности работы людей, но и создает негативное впечатление. К такому выводу пришли канадские и американские психологи - статья об их исследованиях опубликована в последнем номере "Журнала практической психологии". Ученые отобрали группу добровольцев, которым были предложены две модели поведения. В одном случае они всячески старались создать о себе позитивное впечатление, а в другом - вели себя подчеркнуто нейтрально. По мнению профессора Торонтского университета Джона Трогакоса, если человек на рабочем месте сохраняет "каменное лицо", то это означает, что он просто-напросто подавляет свои эмоции. Такой постоянный контроль за своим лицом, словами и поведением, считает он, оборачивается тем, что человек чувствует себя измотанным и не испытывает энтузиазма по поводу порученной работы. Среди тех, кому по профессиональным соображениям необходимо сохранять невозмутимость и беспристрастность, авторы исследования назвали работников системы здравоохранения и социальной сферы, журналистов, юристов и полицейских. "Наше исследование доказывает, что подавление эмоцией не проходит для людей бесследно, - отметил в интервью информационному агентству Постмедиа Ньюс другой участник исследования, профессор психологии Университета Райса в Хьюстоне Дэниел Бил. - Для того, чтобы подавить эмоции, требуется большое усилие, поэтому неудивительно, что те, кому требуется сохранять беспристрастность и невозмутимость, чаще всего испытывают высокий уровень утомления. Ведь чем более значительные усилия прилагаются для того, чтобы контролировать эмоции, тем меньше сил остается на то, чтобы эффективно действовать на рабочем месте". В ходе исследований также выяснилось, что "каменные лица" профессионалов не слишком благоприятно воспринимаются теми, кто обращается к их услугам. "Когда работник настроен позитивно, то и клиент усваивает такую же манеру поведения, - отметил профессор Бил. - В итоге у клиента остается более благоприятное впечатление обо всей организации, в которой работает сотрудник, с которым он имел дело. Чиновник с каменным лицом не может вызвать позитивных эмоций".
|