Психиатры и психологи предлагают ввести в школах новый предмет— психологию. В преподавании этой науки специалисты видят выход из проблемы нарастания волны депрессий. Идею поддержал министр образования Андрей Фурсенко, а психиатры и педагоги уже начали подготовку школьных учебников для детей. Наши дети нуждаются в психологических знаниях и поддержке, сказал 7 декабря на встрече со СМИ и.о. директора Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе. По мнению специалиста, депрессии захлестывают мир, и к 2020 г. окажутся на первом месте среди всех патологий. «Российские дети не вооружены никакими знаниями психологии,— отметил Кекелидзе,— так что в первую очередь поддержать нужно подрастающее поколение».
Для этого психиатры, психологи и педагоги начали подготовку школьных учебников по психологии для детей трех ступеней обучения: младших школьников (3–4 классов), средней школы (5–8 классов) и старших (8–11 кл), а также учебника для педагогов.
Фурсенко нас поддержал О необходимости всеобщего психологического образования и преподавания психологии в школах Кекелидзе уже заявлял в октябре этого года. «Еще осенью у меня была встреча с министром Андреем Фурсенко, мы нашли взаимопонимание,— сказал Зураб Кекелидзе,— рабочая группа создана. Учебники могут появиться уже в 2011 г., и начнется плотный проект по обучению психологии в школах в центральном округе Москвы».
Курс психологии должен быть обязательным, считают психиатры. Эксперты также отметили, что дети не знают, что представляет из себя их организм, не понимают своих чувств и мыслей, не осознают влияния на мозговую деятельность табака, алкоголя и наркотиков, не умеют преодолевать проблемы. По мнению Зураба Кекелидзе, «о проблемах наркотиков, например, можно говорить уже в четвертом классе». Наблюдение детей у врача-психиатра и психолога, по его мнению, необходимо начинать с рождения ребенка, а не с 3-х лет, как сейчас. В департаменте образования активности нет Помощник министра образования Ирина Ган заявила GZT.RU, что о создании рабочей группы у нее нет информации. В пресс-службе департамента образования Москвы также пока никак не комментируют возможность введения психологии в качестве школьного предмета в школы. Однако данный школьный предмет уже включен в факультативную программу в ряде школ Москвы, прежде всего в южном округе столицы. Как пояснили GZT.RU, в 3–4 и 5–8 классах школьники обучаются по комплекту учебно-методической литературы «Психология», под редакцией доктора психологических наук, академика Российской академии образования Ирины Дубровиной. «Этот факультатив введен в ряде школ столицы уже около пяти лет. Сейчас готовится учебник для старших классов, так же под редакцией Ирины Дубровиной. Пока это эксперимент и говорить о введении предмета повсеместно нельзя. Хотя этот школьный курс читают и еще и в нескольких городах: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Омске»,— рассказал GZT.RU ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов. Рубцов, узнав о договоренности Института Сербского и Минобрнауки, заявил, что надеется, что данная работа будет доведена до логического конца. «Психология в школах действительно нужна. Наш опыт показывает, что такой предмет востребован и школьниками и учителями»,— добавил Рубцов.
Подростков научат общаться Занятия по психологии особенно нужны подросткам, многие из которых страдают социально-психологической дезадаптацией, возникающей под влиянием сложных ситуаций в общении с близкими или в школе, уверены эксперты. Конечно, для младших возрастов предполагается вводить только азы психологии, пояснять которые будут на простых и занимательных историях (сказках, и играх). Достаточно заложить основы психологического мировоззрения: все люди— разные, все хороши по-своему, нужно изучать и знать свои психологические особенности. Часы психологии, видимо, будут использовать, чтобы получше узнать детей. В средней школе будут пояснять детям, каковы могут быть виды общения, знаки внимания, как научиться общаться, как избегать и как вести себя в конфликтах. «Сегодня дети ничего не знают ни о своих, ни о чужих правах, они не умеют дискутировать. Детям надо объяснять, что первая влюбленность обычно не заканчивается браком, что каждый кого-то бросает, но жизнь при этом продолжается»,— сказал Кекелидзе. В старшей школе дети должны узнать о видах внимания, свойствах личности, самооценке, мышлении, видах памяти, ощущениях, понятии профпригодности, видах речи. Психиатры сошлись во мнении, что у подростков нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям, конфликты воспринимаются как крайне значимые, вызывая внутренний кризис и драмы. Параллельно из литературы и интернета суицидальные поступки воспринимается ими в героическом ореоле, как смелый вызов и мужественное решение.
«Потребность обучения школьников психологии очень большая,— сказала GZT.RU— семейный психолог одного из московских центров психологической помощи Ирина Дьячкова,— в 50-е годы прошлого века так и было, в школьные программы входилаи психология, и логика. Сейчас я ежедневно слышу от слушателей консультации: „почему нам не рассказали об этом в школе". Семья, развод, межличностные отношения, границы допустимого в отношениях, права каждого, начала этих знаний должна дать школа, считает психолог. Человек должен знать, что он представляет из себя, как разобраться в своем внутреннем мире. «Пусть лучше выведут за программу какой-то иной предмет, чтобы хотя бы раз в неделю с детьми поговорить о них самих, их переживаниях, чувствах, которые связаны с развитием их организмов,— говорит Дьячкова.— Сегодня эта область— один большой пробел не только у детей, но и у их родителей. В итоге дети повторяют все родительские ошибки, они не понимают, что с ними происходит, откуда берутся их мысли, и что с ними потом делать».
«Вы все меня пожалеете…» Один из показателей беззащитности детей и подростков перед житейской реальностью— детские и подростковые суициды. Показатели по суицидам в РФ в целом несколько сократились в 2009–2010 гг., завершенных случаев стало в 1,5 раза меньше, отметил Кекелидзе. По сравнению с 2003–2005 гг. это спасло 50–60 тысяч человек. Пока у психиатров не данных, что количество суицидов выросло в РФ во время экономического кризиса, отметил главный психиатр РФ. Но в официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств может значительно превосходить официальные цифры, считают судебные медики.
За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в три раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15–19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия все еще занимает одно из первых мест в мире.
|