Столь нелюбимые большинством учащихся экзамены являются не только способом оценки индивидуального уровня знаний, но и эффективным средством запоминания новой информации. Поэтому школьникам или студентам желательно экзаменовать себя самостоятельно, не ограничиваясь стандартными контрольными, советуют американские ученые. Они экспериментальным путем установили, что извлечение из памяти полезной информации облегчает процесс усваивания пройденного материала. Иными словами, экзамены помогают учиться. К такому заключению пришли Мэри Пик из Университета им. Вашингтона в Сент-Луисе /штат Миссури/ и ее коллега Кэтрин Роусон, занимающиеся изучением методов совершенствования образования. В частности, исследователи работают над смысловыми единицами под названием "посредники". Ими могут быть слово или фраза, которые просты, легко запоминаются и ассоциируются у человека с информацией, которая отложена в памяти, но находится в пассиве. "Посредники" помогают эту информацию легко извлечь из кладовой памяти и перевести в актив. Для эксперимента Пик и Роусон набрали 118 англоговорящих добровольцев, дав им задание выучить по 48 слов на языке суахили. Например, для запоминания слова "wingu", которое на одном из основных языков Африканского континента означает "облако", предлагалось использовать созвучное английское "wing" /"крыло/. Оно по идее должно вызвать ассоциацию с птицами, парящими в облаках, и помочь запомнить правильное значение исходного слова. Одни участники эксперимента сразу пошли сдавать экзамен, потом повторили заученный материал и сдали второй экзамен. Остальные только "зубрили" по несколько раз. Потом устроили финальный экзамен для всех. Задания варьировались от только прямого перевода слов на суахили на английский язык и такого же перевода, но с помощью "посредника". Третий тип задания подразумевал перевод с суахили на английский, плюс правильно запомнить и написать вспомогательный термин. Результаты сравнили. Оказалось, что в целом первая группа справилась с экзаменом втрое лучше "зубрил". "Посредники" явно помогали получить более высокую оценку. С этим заданием первая группа справлялась в среднем на 51 проц, а вторая на 34 проц. "Я считаю, что итоги эксперимента убедительны. Основное заключение можно считать обоснованным", - резюмировал психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Бьорк, который ознакомился с работой авторов исследования.
|