Главная » 2009 » Июль » 14 » 20-летняя диета приматов доказала пользу голодания ...для мозга
20-летняя диета приматов доказала пользу голодания ...для мозга
Очередное исследование показало: ограничение потребляемых калорий и сбалансированная диета, начатые в зрелом возрасте, продлевают жизнь и помогают сохранить здоровье. Можно было бы отмахнуться и признать: об этом мы уже сто раз слыхали! Но трудно пройти мимо экспериментальных данных, которые специалисты собирали в течение целых 20 лет.
Ещё в 1935 году учёные доказали, что ограничение калорий продлевает жизнь крыс. Позже было показано, что дрожжи, черви, мухи, мыши и даже собаки живут дольше и лучше, если едят не всё подряд и употребляют в пищу не слишком много продуктов.
За последний десяток лет некоторым научным группам даже удалось обнаружить гены, ответственные за продление жизни на диете (в том числе и человеческие). Исследователи считают, что гены в условиях нехватки питательных веществ каким-то образом заставляют организм защищаться от внешнего негативного воздействия. В результате животные научились выживать даже тогда, когда еды мало.
Если бы удалось доказать, что та же тенденция сохраняется и у приматов (всё-таки мыши не так близки к нам как хотелось бы), то это стало бы лучшим доказательством: полученные ранее данные можно спроецировать и на людей.
Однако изучение этой группы животных затруднено тем, что они живут довольно долго, а значит "восстановить картину" их жизни за пару-тройку лет (как у грызунов, к примеру) невозможно. (Что же касается самих людей, то тут и вовсе представляется невозможным провести длительные эксперименты в сколько-нибудь контролируемых условиях.)
Примерно 20 лет назад три группы американских биологов всё же решились и в 1989 году начали обширное исследование жизни макак-резус.
В течение всех этих лет учёные, конечно же, докладывали о промежуточных результатах, но полноценные выводы были сделаны только сейчас.
О них отчиталась в журнале Science одна из групп биологов. Ею руководил геронтолог Ричард Вайндрух (Richard Weindruch) из Национального центра по изучению приматов (National Primate Research Center) университета Висконсина-Мэдисона. Он и его коллеги работали с колонией макак-резус, состоявшей из 76 особей.
Исследователи начали изучение с 30 макак-резус в возрасте от 7 до 14 лет (что считается началом взросления у данных обезьян). В неволе эти животные живут в среднем до 25-27 лет, однако отдельные долгожители протянули и до 40 лет.
В 1994 году к первой группе присоединились ещё 46 обезьян.
В чём состоял столь длительный эксперимент? Одной половине макак-резус учёные позволили питаться всем чем угодно (эти особи составили контрольную группу). Второй половине они "урезали" 30% калорий (постепенно в течение первых трёх месяцев, а затем поддерживали на этом уровне всю жизнь). При этом биологи не забывали подкармливать "худеющих" макак-резус витаминами и минералами, которые они недополучали из-за своей вынужденной диеты.
В остальном всех животных содержали в равных условиях: каждого из них обследовали (раз в шесть месяцев) и проводили индивидуальное лечение (в том числе стоматологическое). "Страдающим от диабета кололи инсулин, также проводились операции по удалению обнаруженных раковых опухолей", — рассказывает один из авторов исследования Рики Колман (Ricki Colman). (Все эти манипуляции способствовали дальнейшему переносу полученных выводов на людей.)
К нынешнему году большинство обезьян достигли своей старости (то есть их возраст перевалил за 25 лет) и исследователи получили возможность говорить о долгосрочном влиянии ограничений в еде на жизнь приматов.
Оказалось, что на данный момент до сих пор живы 64% "худеющих" и лишь 45% обычных макак-резус (итого 33 особи). От болезней, связанных со старением (сердечнососудистые заболевания, рак, диабет, атрофия тканей головного мозга), в контрольной группе умерло в три раза больше особей, чем в той, что сидела на "урезанной" диете (14 против 5, соответственно).
Кроме того, другие семь контрольных и девять постящихся особей погибли по разным не связанным с образом жизни причинам (например, от каких-либо серьёзных травм или последствий применения анестезии).
Далее: обычная диета спровоцировала у обезьян из контрольной группы пять случаев заболевания диабетом и 11 случаев появления предрасположенности к диабету (уровень глюкозы в крови выше нормы). В то же время их "голодающие" собратья до сих пор полностью здоровы. "На данный момент мы наблюдаем полное предотвращение болезни", — рассказывает Вайндрух.
Диета также уменьшила на 50% вероятность появления сердечнососудистых заболеваний и опухолей.
Неудивительно, что "худеющие" макаки-резус имели меньший вес — учёных заинтересовало другое: результаты магниторезонансного сканирования показали, что количество серого вещества в их мозгу превышало таковое у контрольной группы.

источник: www.membrana.ru