Существенной проблемой в обеспечении действующего законодательства в здравоохранении РФ является отсутствие лицензий на осуществление медицинской деятельности территориально-обособленных подразделений ЛПУ (преимущественно в фельдшерско-акушерских пунктах).
Так по состоянию на 1 июня 2008 года в Российской Федерации насчитывается 4952 таких подразделений.
Как сообщили в Росздравнадзоре, неблагоприятное состояние дел по лицензированию территориально-обособленных подразделений лечебно-профилактических учреждений отмечается в Сибирском Федеральном округе – 1286 (в т.ч. Красноярском крае – 975, Иркутской области – 198), Южном Федеральном округе – 1011 (в т.ч. Республике Дагестан – 671, Чеченской Республике - 154), Центральном Федеральном округе – 779 (в т.ч. Тульской области – 224, Ивановской области – 181, Ярославской области – 176), Северо-Западном Федеральном округе – 683 (в т.ч. Республике Карелия – 424).
Отсутствие лицензии на осуществление меддеятельности у ЛПУ не дает гражданам России уверенности в оказании им качественной медпомощи, соблюдении медперсоналом стандартов качества медпомощи, уровне профессиональной подготовки персонала и достаточном уровне технического оснащения учреждений.
В связи с этим Росздравнадзором проводится целенаправленная работа по пресечению фактов безлицензионной медицинской деятельности учреждений здравоохранения. Так, в 2008 году состоялись совещания с привлечением полномочных представителей президента в Федеральных округах РФ и руководителями Высшего органа власти субъектов РФ в Центральном и Уральском Федеральных округах, направлены обращения полномочным представителям президента в Федеральных округах РФ, в Прокуратуру РФ, руководителям Высшего органа власти субъектов РФ.
В результате проводимой работы по пресечению фактов безлицензионной медицинской деятельности учреждений здравоохранения за истекшее полугодие 2008 года (по сравнению с данными по состоянию на 01.01.2008) удалось достичь существенного снижения количества территориально-обособленных подразделений лечебно-профилактических учреждений, не имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности на 2487 (33,4%).
При анализе расходов бюджетов субъектов РФ, проведенном на базе репрезентативной выборки, на примере деятельности Нижегородской области, было выявлено, что средняя сумма расходов местных бюджетов при подготовке учреждений к лицензированию составила 48,69 тыс. руб. на 1 ФАП. При этом максимальное и минимальное значения составили соответственно 338,2 и 2,2 тыс. рублей.
Общая сумма расходов распределилась следующим образом: приведение помещений в соответствие противопожарным нормам – 51,3%; приведение помещений в соответствие с санитарными нормами – 26,5%; оснащение оборудованием – 11%; оформление учредительных и регистрационных документов – 6,9%; профессиональная подготовка медперсонала – 4,3%.
Таким образом, одним из критериев эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ можно считать исполнение законодательства на вверенной территории, в том числе в части обязательного обеспечения соблюдения требований Федерального закона Российской Федерации от 8.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
По словам главы Росздравнадзора Николая Юргеля, необходимо организовать эффективную совместную работу с руководством субъектов Российской Федерации. При этом процесс лицензирования медицинской деятельности должен быть не формальным, а учитывающим все современные требования к материально-техническому и кадровому обеспечению лечебно-профилактических учреждений. «Основной задачей нашей работы должно быть обеспечение пациентов качественной и доступной медицинской помощью во всех регионах страны», - подчеркнул профессор Юргель.
|