С помощью магнитно-резонансной томографии стало возможно изучение способов коммуникации не только у человека, но и у других приматов.
Американские и английские нейрофизиологи в экспериментах на шимпанзе показали возможность существования у этих высших приматов телепатических способностей. Методика экспериментов сочетала поведенческие опыты с контролем магнитной томографией. В эксперименте у решающих экспериментальную задачу и «ожидающих своей очереди» регистрировалась во многом сходная картина возбуждения нейронов.
Российский ученый Б. Ф. Поршнев еще в середине прошлого века предполагал существование у предков Homo sapience телепатических способностей того или иного уровня. В его теории (но не следует забывать, что теория складывалась в середине прошлого века) картина «общения» неандертальцев и разумных людей была построена на способности первых к телепатии и гипнозу. Многие тысячелетия неандертальцы держали разумных соседей в подчинении при помощи своих месмерических способностей (см. месмеризм), пока у сапиенсов наконец не сформировалась речь.
Эта во многом наивная часть общей концепции антропогенеза Поршнева, за редким исключением, не обсуждалась всерьез, хотя другие части той же концепции вполне принимаются учеными и даже доказаны с помощью новейших методик. Здесь следует упомянуть о верном понимании Поршневым образа жизни первобытных людей, способа добычи пищи, формирования второй сигнальной системы и связанного с этим ускорением технического прогресса. Теперь же экспериментально выявлена возможность и телепатического общения у высших приматов и, следовательно, правдоподобность предположения о наследовании этой способности предками людей.
Нейрофизиологи из Института нейрофизиологии познания Университетского колледжа в Лондоне, отделения психиатрии и поведения Калифорнийского университета и Центра по изучению приматов при медицинском центре Сельпуведы в Калифорнии поставили эксперимент по проверке способов передачи информации у шимпанзе. Подопытную группу обезьян составили шесть взрослых самок. Их разделили на три пары. В каждой паре одной из обезьян необходимо было решить несложную задачу: достать пакет фруктового сока (любимое лакомство у шимпанзе) из установки. Для решения нужно было догадаться вытолкнуть пакет через отверстие тонкой палкой.
Прежде было показано, что обезьяны довольно быстро решают подобные задачи. Вторая обезьяна в это время находилась в соседнем помещении без установки. Помещения были отгорожены друг от друга смотровым односторонним стеклом, так что первая обезьяна видела свою соседку, а незанятая задачей соседка не видела, что происходило в экспериментальной комнате. Затем обезьян меняли местами. Ученые измеряли время, которое у двух шимпанзе в каждой паре уходило на решение задачи. Во всех трех парах у той обезьяны, которая решала задачу второй, уходило достоверно меньше времени на то, чтобы достать из установки пакетик с соком: в среднем первой обезьяне требовалось 14,5 минут, а второй — 13,8.
Вторая часть эксперимента предполагала использование магнитно-резонансной томографии. Тем же шимпанзе была предложена немного видоизмененная задача — выбрать нужную загнутую палку и с ее помощью сбросить сок с прозрачной верхней полки. Но в течение всего времени поиска решения у испытуемой и у находящейся в соседней комнате товарки снимали магнитно-резонансную томограмму мозга. Оказалось, что у решающих задачу и у ожидающих своей очереди шимпанзе регистрировалась во многом сходная картина возбуждения нейронов в латеральной зоне гипоталамуса.
Возбуждение в этой зоне регистрировалось и раньше при исследовании феномена эмоционального резонанса. Этот феномен был подтвержден в изящных опытах на крысах. В этих опытах экспериментаторы проверяли способность сопереживания и проявлений альтруизма с использованием звуковой коммуникации крыс (см. также заметку Мыши чувствуют чужую боль, «Элементы», 03.07.2006). Теперь же, как указывает один из авторов статьи, тот же самый эффект сопереживания обнаружен и на уровне телепатической коммуникации.
В заключении статьи, которая готовится к публикации в журнале PNAS, авторы подчеркивают, что данное исследование нуждается в подтверждении и проверках, но если результат будет повторен и на других животных, то это откроет новую страницу в понимании основ коммуникации в животном мире.
Источник: L. A. Fairbanks, O. Gheysens, M. T. McGuire, Hilde-Kari Guttormsen, Stephen G. Lindell, Geng Zhang, Debbie B. Pollack. The role of the lateral hypothalamic neurons in primate avocal communication // PNAS, 2008 (Article published virtually ahead of print).
|