Феномен улучшения речи вследствие игры на музыкальных инструментах исследователи объясняют тем, что в развитии и тех, и других навыков задействованы одни и те же процессы в стволе головного мозга. Это может помочь детям, отстающим в развитии.
По словам профессора нейробиологии университета Норт-Вестерн (Иллинойс, США) Нины Краус, умение играть на музыкальных инструментах требует от человека усвоения информации из разных источников. Тут и чтение нотного текста, и понимание движения губ других музыкантов, и прослушивание музыки, и сама игра. Все это улучшает мультисенсорную обработку информации, говорится в сообщении радиостанции Голос Америки.
Доктор Краус говорит, что процесс обучения речи мало отличается от приобретения музыкальных навыков: «Оба процесса комплексны по своей структуре, и оба они сложны, поскольку центральная нервная система задействована в них таким образом, что человеку приходится думать и о том, ЧТО он делает, и о том, КАК он это делает».
И музыка, и речь фильтруются через специальный отдел центральной нервной системы – ствол головного мозга, в котором находится слуховой центр, необходимый для речи, указывает Краус. До недавнего времени эксперты полагали, что на ствол мозга воздействовать невозможно, что он не поддается изменениям. Однако исследование доктора Краус и ее коллег доказало принципиальную возможность улучшения стволовых функций у человека путем музыкального обучения.
В ходе исследования у его участников с разной степенью музыкальной подготовки с помощью прикрепленных к голове электродов измеряли интенсивность мульти-сенсорных импульсов головного мозга во время прослушивания и просмотра видеоклипов говорящего человека и музыканта, играющего на виолончели.
«При игре на виолончели мы слышим звуки такой же высоты, такой же частоты, что и при речи. Поэтому мы сочли, что этот инструмент окажется полезным для нашей работы», - говорит д-р Краус.
Ученые обнаружили, что чем выше у человека уровень музыкальной подготовки, тем лучше он улавливает высоту тона и ритм музыки.
«Оказалось, что у людей, регулярно занимающихся музыкой, посещающих концерты, улучшение сенсорных и мульти-сенсорных способностей выражено более четко», - говорит она.
По словам д-ра Краус, детям с отставанием в развитии улучшение восприятия речи путем музыкальных занятий позволяет лучше понимать, что они слышат, и правильнее оценивать выражение лица говорящего. Исследования в этой области могут улучшить процесс усвоения информации с помощью музыкальной подготовки.
|