Ученые из Университета штата Айова объяснили, почему дети начинают бурно говорить в возрасте около полутора лет. Как оказалось, именно в это время у них появляется достаточный словарный запас, сообщает Associated Press.
Ранее специалисты предполагали, что обильный речевой поток возникает у детей после того, как в мозге сработает особый механизм. Но недавние исследования показали, что эта теория неверна. Профессор психологии Боб Макмюррей утверждает, что дети начинают болтать без умолку, когда усваивают определенное количество простых слов, и с каждым днем их словарный запас растет, как снежный ком. И чем больше родители будут общаться с малышом и читать ему вслух книги, тем раньше он заговорит.
Как правило, в возрасте до года ребенок произносит свое первое слово, к примеру, "мама", а второе слово дети выучивают уже через месяц. В четырнадцать месяцев малыш общается уже с помощью нескольких простых слов, а "речевой прорыв" происходит, в большинстве случаев, в возрасте восемнадцати месяцев, к этому моменту словарный запас ребенка достигает пятидесяти слов.
Профессор Макмюррей создал компьютерную модель для того, чтобы выяснить, какое время требуется на изучение 10000 слов. В результате, ученый обнаружил, что для детей характерно так называемое параллельное изучение - они усваивают большое количество слов не поочередно, а одновременно, причем сложные слова даются им легче, чем простые.
Прежде ученые утверждали, что ребенок узнает новые слова по методу исключения. То есть, если мать просит передать ей тарелку, а ребенок видит перед собой вилку, ложку и какой-то круглый предмет, названия которого он еще не знает, он соотнесет новое слово "тарелка" именно с незнакомым объектом. Это утверждение полностью соответствует модели Макмюррея: если в активе ребенка имеется много слов, метод исключения для новых выражений становится более легким, поэтому детский словарный запас растет очень быстро.
|