eдиный детский
телефон доверия
экстренная психологическая помощь
в Хабаровске
поиск по сайту

  психология
Перейти на главную страницу
  психиатрия
  психотерапия

С заботой о ребёнке 
Здравствуйте, уважаемый/ая Гость
 
 
/Хабаровск - Владивосток/
Вход
Гостевая книга    Обратная связь    Карта сайта


     О проекте









Школа для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ во Владивостоке. Подробнее...


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА для ВЗРОСЛЫХ. Подробнее...


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для РОДИТЕЛЕЙ. Предварительная запись участников. Подробнее...




случайное фото

Сайты наших друзей

Мы рекомендуем
Главная » Проблемы адаптации детей в дошкольных учреждениях
Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. До 2 — 3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, которых ему заменяют мать и близкие люди. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувствительные и впечатлительные дети не могут адаптироваться к яслям, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие ее равноценной замены. Сравнение детей, посещающих ясли и воспитывающихся дома, показывает наличие у ясельных детей большей возбудимости и более частых заболеваний. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния.

Матери, дети которых страдают неврозами, обычно рассказывают, как тяжело их дети реагировали на посещение яслей: без конца болели, становились более возбудимыми, ранимыми, обидчивыми, плаксивыми и боязливыми. Последнее объясняется тем, что для детей второго и отчасти третьего года жизни характерными являются страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что в полной мере проявляется в начале посещения яслей. Страхи в ряде случаев будут более значимой причиной затруднений детей в адаптации к яслям, чем само по себе изменение жизненного стереотипа, привычного уклада жизни, которое тоже имеет место. Можно сказать и так, что боязнь новых людей и ситуаций нередко является неявной причиной (мотивацией) реакции ребенка на изменение сложившегося образа жизни в семье.

Если для эмоционально чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей, особенно тех, кто впоследствии заболевает неврозом, ясли выступают в качестве декомпенсирующего фактора их психического развития, то не встречают затруднений в адаптации дети эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети алкоголиков. Легкость адаптации объясняется отсутствием у этих детей устойчивого эмоционального контакта — привязанности к матери, равно как и глубины переживаний. Любой воспитатель с многолетним стажем работы подтвердит наше наблюдение о том, что самой посещаемой группой детского сада, в которой к тому же дети меньше болеют, будет интернатная группа (там, где она еще есть). По одному только внешнему виду таких детей можно предполагать недостаток ухода, воспитания и любви в семье, пораженной полностью или частично алкоголизмом. В свою очередь, алкоголизм — одно из психопатологических проявлений личности родителей.

Чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Но рано — это фактически до года, точнее, до 7—8 месяцев жизни, когда еще нет беспокойства (тревоги) при уходе матери и страха при появлении незнакомых лиц. Раньше так и было, ввиду крайне ограниченного декретного отпуска. И сейчас дети, попавшие в Дом ребенка вскоре после рождения, отличаются в дальнейшем большей общительностью и взаимной поддержкой. Первичные эмоциональные контакты устанавливаются не с матерью, а со сверстниками, однако отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей, не испытывающих в дальнейшем глубокого чувства любви, привязанности, вины и сострадания.

Чем более развита эмоциональная связь с матерью и сложнее психика ребенка, тем труднее будет протекать адаптация. Оба этих фактора присутствуют у детей с неврозами, заболевание которых чаще всего начинается в 3 года и в 6—8 лет, когда они начинают посещать детский сад и школу. Эти воспитательные и педагогические учреждения, конечно, невротизируют детей ввиду своей крайне несовершенной организации работы. Главным в данной связи будут проблемы адаптации, преодолеть которые могут не все дети. При дальнейшем изложении материала речь пойдет об отсутствии адаптации в детском саду не в начале его посещения, а в течение достаточно продолжительного времени (от 1 года и более).

Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки. В период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки. Та же картина наблюдается и в старшем дошкольном возрасте, но она не отражает истину, так как в это время у мальчиков сказываются более выраженные по сравнению с девочками нервные нарушения и в еще большей степени отклонения в поведении ситуативного и характерологического плана.

Хуже всех себя чувствуют в новых условиях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Так что детский сад повторяет ошибки

родителей, постоянно подстегивая небыстрых детей и не давая им возможности побыть самим собой. Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни. Левшество подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию эмоциональных факторов.

Средний срок адаптации, если она возникает, составляет в яслях 7—10 дней, в детском саду в 3 года — 2—3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц и столько же в школе. Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей.

Каждый из детей по-своему реагирует, на трудности адаптации, однако есть и общие черты. До 3 лет, скорее, будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность); в детском саду будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Как в яслях, так и в начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет реактивность — защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. У плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков и заикания, т. е. психомоторных нервных нарушений.

Дети с флегматическим темпераментом в ответ на стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться, в то время как дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут в первую очередь возбуждаться, а не затормаживаться. Происходит, следовательно, аффективное заострение свойственного детям темперамента. Это особенно заметно при флегматическом темпераменте во время нахождения в яслях и в начале посещения детского сада. Заострение холерического темперамента происходит главным образом в последующие годы.

Большие затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие плохой аппетит. Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры, неумения принимать и играть роли (в старшем дошкольном возрасте).

Немало причин затруднений в адаптации видится и со стороны детского сада. Здесь и отсутствие гибкости в выполнении режимных процессов, индивидуального подхода к эмоционально чувствительным, нервно и соматически ослабленным детям, излишняя заорганизованность дошкольников, не имеющих достаточно времени для самостоятельной игры и интересных занятий. Не способствуют адаптации частая смена воспитателей, преждевременные перемены групп, большое количество детей, особенно со значительной разницей в возрасте. Нельзя отправлять недавно поступивших детей на дачу. Неудачным будет и состав группы, в которой много возбудимых, конфликтно-агрессивных и характерологически измененных детей.

Требуют постоянного внимания воспитателей боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная психологическая помощь и поддержка, так как слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным характером поведения. Но для этого сам воспитатель должен обладать необходимыми личностными качествами: быть терпеливым и гуманным, эмоциональным и отзывчивым, гибко реагирующим на происходящие изменения в группе и способным обеспечить в ней приемлемый для всех детей социально-психологический и эмоциональный климат.

Достижение дисциплины в группе не подразумевает административно-командного, авторитарного стиля руководства, излишней требовательности и принципиальности, категоричности, нетерпимости и непримиримости к другому мнению. Уважение личности детей, развитие у них отзывчивости, умения общаться и дружить невозможно при грубом характере воспитателя, недостатке культуры и психопатических изменениях характера. Серьезным тормозом для адаптации детей будет и повышенная нервность воспитателя, в первую очередь невротические расстройства его личности, обычно сопровождающиеся эмоционально неровным, непоследовательным и противоречивым отношением к детям. Нервный воспитатель не может найти общий язык прежде всего с нервно расстроенными детьми. Вместо понимания, адекватной заботы и поддержки он переносит на детей свое раздражение, нетерпеливость и беспокойство. Депрессивно-эгоцентрическое погружение в свои проблемы, отсутствие необходимого внимания и сочувствия к детям пагубно сказывается на состоянии детей. Многое зависит и от руководителя детского сада, от его умения подбирать кадры воспитателей с учетом их личностных, а не только профессиональных качеств.

Рассмотрим проблемы адаптации у детей со стороны семьи. Труднее адаптируются, как уже отмечалось, единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери также влияет на адаптацию, поскольку повышает беспокойство за ребенка и создает ответную зависимость от его эмоционального состояния по типу невротической привязанности. Хуже всего адаптируются мальчики, невротически зависимые от матери и не обладающие необходимой психологической защитой со стороны отца, отсутствующего в семье или неспособного быть адекватным примером полоролевого поведения. В группе сверстников эти мальчики никогда не занимают приемлемых позиций и их могут обидеть даже девочки. Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола. Существенной причиной затрудненной адаптации будут необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе.

Родители, чьи дети находились в состоянии аффекта в детском саду и не смогли адаптироваться в нем в дальнейшем, сравнивались по ряду личностных опросников с родителями, дети которых легко адаптировались в детском саду. В первом случае у матерей и отцов заметны трудности самоконтроля, проблемы взаимоотношений с окружающими и прежде всего с детьми, т. е. сами родители не могут из-за конфликтной структуры личности найти взаимоприемлемый контакт при общении. Все это оказывает отрицательное воздействие на социальную адаптацию детей. В наибольшей мере конфликтная структура личности представлена у матерей мальчиков с затрудненной адаптацией. У матерей неадаптированных мальчиков обращают на себя внимание большое количество жалоб, хроническое чувство усталости и недомогания, тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений. Подобный ипохондрический настрой неблагоприятно отражается на выздоровлении ребенка и продолжении посещения детского сада, поскольку мать считает его больным даже тогда, когда он практически здоров. И у матерей плохо адаптированных девочек имеются  свои неблагоприятные особенности личности, прежде всего нетерпимость к чужому мнению, чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний, подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям. При всем этом эти матери не уверены в себе и тревожно-мнительны по характеру, что вместе создает внутренне противоречивый облик их личности.

Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера и личности родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию в детском саду. Эти дети ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются и беспокоятся, сомневаются в правильности своих действий, легко обижаются, плачут, заостренно реагируют на неудачи, и в то же время им не хватает гибкости, непосредственности, доверчивости и простоты в отношениях со сверстниками. Они напряжены, скованы, не могут быть собой при всем своем желании общаться и быть принятыми в группе.

О том, насколько переплетены между собой факторы семьи и детского сада в происхождении проблем адаптации, говорит случай с мальчиком 4 лет. Мать беспокоило его нежелание идти в детский сад, а также капризы, заторможенность, плохой сон. Он же вскрикивал во сне: "Не хочу, не хочу, не хочу. Мама, хочу к тебе!" От матери не отходил ни на шаг, что не было свойственно  еще  месяц  назад  перед посещением детского сада. Мальчик соматически ослаблен, часто болеет, и мать, следуя советам лечащего врача, несколько раз устраивала сына в санаторий. Но там он скучал, а когда возвращался, болел еще чаще. (Заметим, что слово "скучал" означает в данном случае развитие субдепрессивного состояния или скрытой депрессии, подрывающей и без того слабые защитные силы организма.) Импульсивный и несобранный отец мальчика злоупотребляет алкоголем, что уже само по себе указывает на наличие проблем самоконтроля и неустойчивости характера. Мать же, подчеркнуто рациональная и твердая по характеру, нетерпима ко всем недостаткам мужа. Год назад после многочисленных конфликтов родители развелись, но отец продолжает жить в семье из-за отсутствия жилплощади.  Поскольку теперь воспитывать мужа стало труднее, то мать всю свою неиспользованную энергию обратила на сына, который похож на отца. Сын воспитывался строго, по всем правилам, но, что называется, без души, не ощущая материнского тепла. Мать часто была раздражена и нетерпима к любым проявлениям мальчишеского своеволия. Таким образом, мальчик рос эмоциональной сиротой. Испытывая возрастную потребность в эмоциональном контакте и любви матери, он получал суррогат в виде казенного, бездушного отношения. Отец же ввиду своей отключенной позиции в семье не мог оказывать на сына стабилизирующего воздействия и быть примером для общения со сверстниками.

Кульминация жизненной драмы мальчика произошла в детском саду, куда он вернулся после санатория. При встрече с воспитательницей он не поздоровался первым, так как в новой обстановке чувствовал себя еще скованно. Воспитательница, не отличавшаяся чуткостью, обиделась и немедленно приступила к "воспитательным мероприятиям": по малейшему поводу она делала ребенку замечание, наказывала его, ругала при всех. Матери она заявила, что у мальчика тяжелый характер, который нужно "ломать". Мать, послушавшись, еще больше усилила давление на сына.

В результате сложившейся обстановки мальчик стал отказываться от еды в детском саду и появилась описанная выше картина невроза. Вскрикивая во сне ("не хочу!"), мальчик выражал свой протест против несправедливого отношения к нему в детском саду и желание эмоционального контакта с матерью, реально недостижимого из-за ее характе­ра и конфликтной ситуации в семье. Утром его было трудно разбудить: он не хотел идти в детский сад, жаловался на боли в животе (это не каприз, а проявление нервных спазмов кишечника). Находясь в группе, мальчик не всегда был опрятен — пачкал штанишки, сам того не замечая, чем вызывал раздражение воспитательницы. Она не понимала, что ребенок нервно ослаблен, страдает невропатией, выраже­ниями которой являются вегетососудистая дистония и склонность к спазмам, в данном случае кишечника, сопровождающаяся болями в животе и энкопрезом (недержанием кала). Однако всего этого могло и не быть, если бы наш пациент не находился в состоянии выраженного стресса в детском саду и дома.

Как мы поняли, предупредить все случаи затруднений с адаптацией не удается. Всегда будут эмоционально чувствительные, впечатлительные и легкоранимые дети, а также дети с нервными нарушениями. Всегда будут, к сожалению, и конфликты в некоторых семьях, и неблагоприятные черты характеров и личности родителей и воспитателей. И все же можно сделать так, чтобы большинство детей с желанием ходили в детский сад. В связи с этим первоочередной задачей будет профессиональная подготовка воспитателей дошкольных учреждений.

Родителям же, дети которых страдают нервными нарушениями, можно рекомендовать следующее. Отдавать ребенка в детское учреждение только тогда, когда ему исполнится 3 года, если это девочка, и 3,5 года, если это мальчик. Если ребенок единственный в семье, если он часто болеет, испытывает страхи, не хочет оставаться один (требует постоянного присутствия взрослых), то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Вначале  нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, с ребятами, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней пребывание в детском саду должно ограничиваться временем до дневного сна, в дальнейшем в зависимости от его состояния это время постепенно увеличивается. В период привыкания детей к детскому учреждению важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если его не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует предоставлять им возможность играть в веселые подвижные игры и выражать эмоции в полной мере, так как это устраняет накопленное в детском саду напряжение.

 


Источник: А.И.Захаров Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М., Просвещение, 1993. - С. 28-36

 
Форма входа

новое на сайте
Послание родителям

Психическое развитие ребёнка

Возрастные кризисы

Что делать, если...

Правила по взаимодействию с гиперактивными детьми

притчи и метафоры

в новостях  
на форуме  
бестселлеры  

Интернет-служба психологической помощи детям, подросткам и их родителям © 2007-2024
ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации психолога или врача.
Идея проекта - Е.В. Романова, В.Гр. Мельничук    Администратор проекта - Е.В. Романова