eдиный детский
телефон доверия
экстренная психологическая помощь
в Хабаровске
поиск по сайту

  психология
Перейти на главную страницу
  психиатрия
  психотерапия

С заботой о ребёнке 
Здравствуйте, уважаемый/ая Гость
 
 
/Хабаровск - Владивосток/
Вход
Гостевая книга    Обратная связь    Карта сайта


     О проекте









Школа для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ во Владивостоке. Подробнее...


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА для ВЗРОСЛЫХ. Подробнее...


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для РОДИТЕЛЕЙ. Предварительная запись участников. Подробнее...




случайное фото

Сайты наших друзей

Мы рекомендуем
Главная » Детские страхи
 Многие родители обеспокоены появлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.  

 Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.


 В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.


 В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).


 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.


 В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).


 От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.


 В 6 лет часто появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.


О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию других, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). Даже испытываемый страх перед Змеем Горынычем, который, по словам одного мальчика, "дыхнет — и все сгорит", есть не что иное, как замаскированный ужас, вызываемый огнем и пожаром. В это же время дети заметно боятся змей, укус которых смертелен, и крайне болезненно перено­сят операции, в том числе удаление аденоидов и миндалин, а также болезнь и смерть даже не очень знакомых людей. Появление страха смерти означает постепенное завер­шение "наивного" периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные явления и многое другое, с чем теперь приходится расставать­ся.

 Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.


 В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.


 В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

 

Возникновению страхов способствуют:


 наличие страхов у родителей, главным образом у матери;


 тревожность в отно­шениях с ребенком, избыточное предохранение его от опас­ностей и изоляция от общения со сверстниками;


 большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочис­ленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;


 отсут­ствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;


 конфликтные отношения между родителями;


 психиче­ские травмы и стрессы, обостряющие возрастную чувстви­тельность детей к тем или иным страхам;


 психологическое "заражение" страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

 


Перечисленные страхи относятся к возрастным страхам. Они возникают в соответствующий возрастной период у эмоционально чувствительных детей, как отражение особен­ностей их психического и личностного развития. Возрастные страхи носят временный, преходящий характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.
Однако бывают другие страхи, их называют невротическими. В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания.
Невротические страхи отличают от возрастных большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на фор­мирование характера и личности; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, т. е. развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.
 Следует подчеркнуть, что невротические страхи не явля­ются какими-либо принципиально новыми видами страха. Невротическими эти страхи становятся в результате длитель­ных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряже­ния нервных процессов.
Невротические страхи устойчивы и, как правило, сопровождаются расстройствами вегетативного порядка (сердцебиением, жаром, ознобом, бессонницей, потерей аппетита). Очень важно при первых же проявлениях невротического страха обратиться к врачу. Через два-три месяца лечения неврозы обычно проходят.

Как избежать возникновения и закрепления страхов


 Никогда не пугайте ребенка тем, что Вы разлюбите его.


 Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.


 Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).


 Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ёжка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)


 Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)


 Не стыдите ребенка за мелкие проступки, постарайтесь строго и последовательно избегать возможных мелких неприятностей.


 Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.


 Повышайте самооценку малыша.


 «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).


 Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение. 

Как помочь ребенку, испытывающему страхи


 

 Если Ваш малыш боится, обязательно выслушайте его серьезно и без смеха.


 Дайте ему убедиться, что Вы хотите его понять и ему ничто не угрожает, так как Вы всегда сможете защитить его.


 Выясните причину страха.


 Воспользуйтесь воображением Вашего ребенка. Если малыш придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.


 Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.


 Расскажите убедительно-победную историю перед сном. Например, о том, "как маленькая мышка сумела...”.


 Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.


 Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).


 Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).


 Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.


 Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.


 Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.


 Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.


 Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).


 Пусть жизнь ребенка будет насыщена и интересна, тогда он будет поглощен мыслями о будущем дне и забудет свой страх.

Форма входа
Логин:
Пароль:

новое на сайте
Послание родителям

Психическое развитие ребёнка

Возрастные кризисы

Что делать, если...

Правила по взаимодействию с гиперактивными детьми

притчи и метафоры

в новостях  
на форуме  
бестселлеры  

Интернет-служба психологической помощи детям, подросткам и их родителям © 2007-2024
ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации психолога или врача.
Идея проекта - Е.В. Романова, В.Гр. Мельничук    Администратор проекта - Е.В. Романова