Довольно часто то, что родители говорят в воспитательных целях ребенку, непонятно и неочевидно для него. Он искренне не понимает, чего от него хотят. "Будь хорошим!" "Если будешь вести себя хорошо, куплю игрушку". Подобные фразы произносят взрослые, не задумываясь даже над тем, что ребенку приходится проявить максимум смекалки, чтобы понять, что конкретно имеется в виду, что все-таки нужно делать.
"Вести себя хорошо…" – это "не драться"? или "не опаздывать в школу"? или "убирать свои вещи"? или что-то еще?
Подобная формулировка требования к ребенку абсолютно не информативна и скорее бессмысленна. Попробуйте сказать супругу: "Если будешь себя хорошо вести, поедем в отпуск, куда захочешь". Как минимум, потребуются уточнения о том, что вы имели в виду. У каждого – свое "хорошо". И совсем не факт, что, искренне желая "быть хорошим", ребенок сделает именно то, о чем просите и ожидаете вы.
Правила и рамки настолько понятны взрослым, что они могут не заметить: ребенок просто не усвоил их. Представьте разочарование малыша, когда он, вняв вашим неоднократным просьбам, начинает наконец убирать свои вещи, теперь они не валяются по комнате, а "сложены" в шкаф. Ребенок ожидает вашей похвалы, но – о, ужас – вы заглядываете в шкаф и обнаруживаете там среди аккуратно сложенных вами чистых вещей грязные джинсы, которым место исключительно в стиральной машине, скомканные листы бумаги, кожуру мандаринов. Его усилия бессмысленны, он опять не получает вашей похвалы. Но он честно наводил порядок. Только немного по-своему.
Предупреждения "Будь хорошим, не то…" взрослым кажется достаточным, чтобы ребенок понял, чего от него хотят. Однако ребенок очень часто теряется. Куда полезнее и эффективнее дать ребенку информацию о том, что конкретно ему нужно делать, чего конкретно вы ожидаете от него и какому поведению будете рады: например, "уличную обувь оставляй в прихожей на коврике", "перед сном убери все игрушки в коробку", "когда я говорю по телефону, не кричи". Причем желательно проговаривать не то, что делать не нужно, а говорить о том, как нужно поступать. Понимая, что неправильно, как делать нельзя, ребенок может затрудняться в определении правильных действий.
Поэтому чем понятнее и определеннее будут ваши просьбы, требования, правила, тем выше вероятность взаимопонимания с ребенком. Это особенно важно на начальных этапах психотерапевтической работы по коррекции поведенческих проблем у детей. Ребенку становится понятно, чего от него ждут, и он обучается ответственно выбирать между одобряемым и неодобряемым поведением.
Автор: Романова Е.В.
Источник: //Мамино счастье. - №2, 2013