В 2010 году на базе Центра психотерапии ГУЗ "Краевая психиатрическая больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края открыт кабинет детской психотерапии. К настоящему времени он является единственным в крае кабинетом специализированной психотерапевтической помощи детям и подросткам, работающем в государственном учреждении здравоохранения и имеющем в своем штате врача-психотерапевта с углубленной подготовкой и опытом работы как в детско-подростковой психотерапии, так и в детско-подростковой психиатрии.
Направления деятельности кабинета детской психотерапии:
- консультативно-диагностическая работа;
- консультативно-диагностическая работа;
- оказание специализированной медицинской помощи психотерапевтическими методами, при необходимости - в сочетании с медикаментозной и другой терапией;
- осуществление реабилитации и восстановительной терапии;
- психогигиеническая и психопрофилактическая помощь населению, а также участие в программах охраны психического здоровья;
- повышение знаний медицинского персонала о роли психосоциальных факторов в происхождении, течении и лечении болезней.
В кабинете детской психотерапии детям и подросткам (от 0 до 18 лет) и их родителям оказываются следующие услуги: индивидуальная консультация врача-психотерапевта детского, индивидуальная консультация детского психолога, психологическая диагностика психического и интеллектуального развития ребенка, нейропсихологическое тестирование, психологическая диагностика индивидуальных особенностей ребенка (характер, эмоциональное состояние, коммуникативные навыки и др.), консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей, семейное консультирование, коррекционные занятия с психологом (индивидуально и в группе), психологическая подготовка детей к школе, индивидуальная психотерапия при психических, поведенческих, психосоматических расстройствах у детей и подростков, семейная психотерапия, тренинги, групповая психотерапия, работает Интернет-служба психологической помощи детям и подросткам.
В кабинете осуществляется выявление пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, нуждающихся в специализированной психотерапевтической помощи. Обеспечивается преемственность в работе детского психотерапевта, психолога и детских психиатров, участковых педиатров, невропатологов, школьных врачей, воспитателей, логопедов, учителей, инспекторов по охране прав детей. Дети, подростки и их родители получают возможность пройти курс психотерапии.
Учитывая специфику индивидуального развития ребенка и особенности психопатологии детского и подросткового возрастов, к числу общих показаний для назначения психотерапии в качестве основного или единственного вида лечения можно отнести:
1) Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (F4), включая
- тревожно-фобические расстройства (F40);
- другие тревожные расстройства (F41);
- обсессивно-компульсивные расстройства (F43);
- реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43);
- диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44), за исключением диссоциативного ступора (F44.2);
- соматоформные расстройства (F45); - другие невротические расстройства (F48), в т. ч. неврастения (F48.0).
2) Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F9), включая
- гиперкинетические расстройства (F90);
- расстройства поведения (F91);
- смешанные расстройства поведения и эмоций (F92);
- эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста (F93);
- расстройства социального функционирования с началом, характерным для детского и подросткового возрастов (F94);
- тикозные расстройства (F95);
- другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F 98), в т.ч. энурез неорганической природы (F98.0), энкопрез неорганической природы (F98.1), стереотипные двигательные расстройства (F 98.4), заикание (F98.5).
3) Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F5), включая
- расстройства приема пищи (F50); - расстройства сна неорганической природы (F51);
- психические и поведенческие факторы, связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицированными в других рубриках (F54);
- злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости (F55).
4) Расстройства психологического развития (F8), включая
- специфические расстройства развития речи (F80);
- специфические расстройства развития учебных навыков (F81);
- специфические расстройства развития моторной функции (F82);
- смешанные специфические расстройства психологического развития (F83); - общие расстройства психологического развития (F84).
5) Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (F6),
- прежде всего, патопсихологические формирования личности по какому-либо из типов специфических расстройств личности (F60);
- расстройства привычек и влечений (F63);
- расстройства половой идентификации в детском возрасте (F64.2);
- расстройства сексуального предпочтения (F65); - психологические и поведенческие расстройства, связанные с сексуальным развитием и ориентацией (F66).
6) Аффективные расстройства (F3), включая
- маниакальный эпизод (F30), за исключением мании с психотическими симптомами (F30.2);
- биполярное аффективное расстройство (F31);
- депрессивный эпизод (F32);
- рекуррентное депрессивное расстройство (F33);
- хронические аффективные расстройства (F34), в т.ч. циклотимия (F34.0), дистимия (F34.1).
7) Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (F1).
Кроме того, поводом к обращению за специализированной помощью в кабинет детской психотерапии могут стать расстройства и состояния, относящиеся к другим разделам МКБ-10, например:
- Мигрень (G43) - Расстройства сна (G47)
- Преднамеренные самоотравления (X6, X7)
- Проблемы, связанные с обучением и грамотностью (Z55)
- Проблемы, связанные с адаптацией к изменению образа жизни (Z60)
- Проблемы, связанные с неблагоприятными жизненными событиями в детстве (Z61)
- Проблемы, связанные с воспитанием ребенка (Z62)
- Другие проблемы, связанные с близкими людьми, включая семейные обстоятельства (Z63)
- Консультации, касающиеся сексуальных отношений, поведения и ориентации (Z70)
- Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни Z73), в частности, акцентуированные личностные черты (Z73.1)
Кроме того, психотерапия полезна
- при лечении всех хронических заболеваний у детей и подростков;
- при подготовке к травмирующим процедурам (визит к стоматологу, операции, инвазивные методы обследования).
Критерием необходимости проведения психотерапии при психических и поведенческих расстройствах детского и подросткового возраста служит выявление отклонений, угрожающих нормальному возрастному развитию ребенка, а также ситуации развития, при которых энергия пациента тратится на преодоление внутренних и внешних конфликтов, а не на выполнение задач развития.
Вопрос о назначении психотерапевтического лечения, формах и методах терапии решается индивидуально с каждым пациентом, учитывая биопсихосоциальные факторы расстройства, актуальное психологическое состояние пациента, степень адаптации и актуальную ситуацию в семейной и внесемейной сферах общения, наличие и характер мотивации к участию в лечебно-реабилитационных мероприятиях как самого пациента, так и его микросоциального окружения. Цели терапии обсуждаются и формулируются особо при заключении психотерапевтического контракта.
Объем и выбор последовательности психотерапевтических вмешательств зависит от степени выраженности симптоматики, наличия внутриличностных и/или межличностных конфликтов, физического состояния пациента, длительности существования симптоматики, количественных и качественных отклонений в эмоциональной, поведенческой, мотивационной сферах, искажения образа Я, дисфункциональных семейных отношений, мотивации на лечение, субъективного отношения к имеющимся нарушениям, возможности и желания микросоциального окружения изменяться. В случае сочетания нескольких расстройств у одного пациента актуальность проблем для него и его семьи ранжируется по значимости.
Особенностью детско-подростковой психотерапии является акцент на семейную терапию. Использование семейной психотерапии нацелено на устранение нарушений границ между семейными подсистемами, разрешение семейных конфликтов, приводит к снижению частоты рецидивов пограничных психических расстройств.
Интеграция когнитивно-поведенческого, позитивного и системного подходов позволяет использовать краткосрочные модели психотерапии в качестве самостоятельного метода лечения психических расстройств у детей и подростков или этапа семейной психотерапии.
Эффективность психотерапии определяется в параметрах достижения поставленных личных целей и качественных изменений в поведении ребенка в социальных ситуациях, группе ровесников, семье, школе; повышении уверенности в себе; усиления копинг-поведения взамен психологической защиты; устранении искажений образа Я и др.
В течение года работы кабинета отмечается устойчивое повышение спроса на услуги специалистов кабинета, выросла первичная обращаемость за психологической и психотерапевтической помощью, как по направлению педиатров и узких специалистов здравоохранения, так и самостоятельно.
Второй год под руководством детского психотерапевта работает школа для родителей "Психологический родительский клуб". Это специальная психообразовательная программа для родителей, разработанная специалистами кабинета детской психотерапии. Основными целями программы являются повышение осведомленности родителей в вопросах возрастной психологии, профилактика психических и поведенческих расстройств у детей и подростков и улучшение качества жизни и адаптации детей с психическими и поведенческими расстройствами и их семей.
Направления работы школы для родителей:
Общий раздел:
- повышение осведомленности родителей в вопросах возрастной психологии путем широкого просвещения населения г. Хабаровска по вопросам возрастной психологии, отдельным вопросам детской психиатрии и психотерапии;
- первичная психопрофилактика психических и поведенческих расстройств детей и подростков, прежде всего неврозов, психогенных расстройств, нарушений поведения и др.; - психологическая помощь при кризисных ситуациях;
- борьба со стигмой психического расстройства.
Специальный раздел:
- вторичная и третичная психопрофилактика путем реализации психообразовательных программ, направленных на развитие опоры на сообщество.
В рамках работы школы по инициативе родителей-участников была создана группа психологической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья "Особый ребёнок". Цели работы группы – психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. с разными психическими и соматическими заболеваниями). Работа группы способствует профилактике невротических и стрессовых расстройств у родителей детей-инвалидов, способствует повышению качества жизни семей, имеющих детей с инвалидностью. Подготовка и проведение специальных тренингов для родителей детей, страдающих психическими расстройствами, направлены в том числе на формирование адекватной картины заболевания, повышение приверженности лечению, повышение эффективности мер предупреждения ухудшения течения расстройства, создание психологически благоприятной системы внутрисемейных отношений и др.
В настоящее время специалистами кабинета детской психотерапии обеспечивается работа Интернет-службы психологической помощи детям и подросткам Хабаровского края. Проект www.ncuxo.ru с 2007 года остается первым и единственным на территории Хабаровского и Приморского краев профессиональным специализированным тематическим информационным проектом для родителей, детей и специалистов. Это профессиональный специализированный интернет-ресурс, призванный систематически и широко информировать общественность об актуальных проблемах охраны психического здоровья детей и подростков, способствовать распространению достоверных знаний о психическом здоровье и психических расстройствах; открытый взаимодействию со специалистами разных сфер знаний о человеке, пропагандирующий профессионализм и законность действий специалистов, открытость и готовность к диалогу. Основной целью проекта является профессиональное психологическое сопровождение развития и воспитания ребенка, психологическая поддержка родителей. Врач-психотерапевт кабинета детской психотерапии является автором, администратором и консультантом проекта, психологи кабинета детской психотерапии являются консультантами.
Работа сайта
- способствует реализации главных направлений деятельности детско-подростковой службы специализированной помощи: решению лечебно-диагностических задач, профилактике дезадаптации, связанной с психическими расстройствами, и координации медико-психолого-педагогических реабилитационных мероприятий;
- содействует организации взаимодействия специалистов разных профессий: психиатров, психотерапевтов, психологов, педиатров, педагогов, дефектологов, социальных работников и т.д. в рамках мультидисциплинарного подхода к организации системы помощи больным детям и их семьям;
- реализует возможность разработки и внедрения принципов индивидуализированного и интегративного подходов в реабилитации проблемных детей и подростков; - способствует повышению профессионального уровня специалистов, работающих в области детской и подростковой психологии, психиатрии, психотерапии путем развития межучрежденческих профессиональных связей;
- позволяет профессионально организовать систематическое повышение психогигиенических, психиатрических и психотерапевтических знаний смежными специалистами медицинского и немедицинского профиля, родителями и населением в целом.
Основные направления работы Интернет-службы психологической помощи детям и подросткам Хабаровского края: 1) телемедицинские консультации, 2) телемедицина кризисных состояний, 3) "телепросвещение", 4) телемедицинская система динамического наблюдения.
В Центре психотерапии несколько лет работает телефон доверия. В рамках проведения в 2010 году общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми телефон доверия подключен к единому общероссийскому номеру "Единого детского телефона доверия". Цель деятельности – оказание экстренной психологической помощи средствами телефонного консультирования детям, подросткам, родителям, а также специалистам, деятельность которых связана с обучением и воспитанием детей.
Источник: Актуальные проблемы подростковой и школьной медицины. Сборник научных статей /Под ред. Рзянкиной М.Ф. - Хабаровск, 2010. - с. 137-143