Инклюзивное образование предполагает, что люди с различными формами инвалидности должны быть включены в образовательный процесс на равных правах с людьми без инвалидности, а учреждения образования создать им для этого соответствующие условия.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, при котором любой ребенок может получать образование вне зависимости от физических или умственных особенностей, культурной принадлежности, национальности, социального происхождения и других отличий. Инклюзивное образование предусматривает возможность обучения ребенка с теми или иными особенностями в школе, наиболее близкой к дому. При инклюзивном образовании каждый ребенок имеет возможность воспитываться в семье, а его родители могут выбирать для него наиболее подходящее, по их мнению, учебное заведение.
Принципы инклюзивного подхода в образовании:
• Признание того, что образование – это средство обеспечения и достижения равенства;
• Признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе;
• Признание для общества равной ценности всех учеников, независимо от их принадлежности к той или иной социальной группе;
• Понимание того, что различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
• Признание того, что развитие инклюзивного образование требует проведения реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
• Признание необходимости проведения оценки наличия барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, их изучение и преодоление;
• Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
• Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
• Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ.