2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Хабаровск тоже не остался в стороне: за круглым столом в краевом Минсоцзащиты собрались всевозможные специалисты, чтобы обсудить, как решается эта проблема у нас.
- Еще 10 лет назад семья, где есть ребенок-аутист, была обречена сама справляться со своей проблемой, - рассказала Наталья Евтеева, руководитель общественной организации «Реальная помощь» и мать ребенка-аутиста. – Для работы с такими детьми не было никаких учреждений, ребенка ждало будущее «овоща».
Чем мы хуже Пскова?
Сыну Натальи, как и многим подобным детям, изначально ставили диагноз «глухота», и только в пять лет, когда многие возможности для развития были потеряны, диагносцировали аутизм.
За последние годы, благодаря инициативе родителей, в Хабаровске появились специальные коррекционные группы для детей с подобными проблемами (детсад №77), классы в школе-интернате №5, службы ранней помощи, работает проект летнего отдыха на море.
- Но проблем по-прежнему много – начиная с ранней диагностики и заканчивая правовой базой и подготовкой специалистов для работы с такими детьми, - говорит Наталья.
Предполагается, что аутизмом в крае страдает от 700 до 1700 детей и подростков (по статистике – каждый из 150-160 новорожденных).
- Но точно эту цифру установить сложно, потому что многие родители не оформляют детям инвалидность, скрывают этот диагноз, выдают его за другие болезни и т.д. – пояснила психотерапевт краевого центра психотерапии Елена Романова. – В целом же по России аутистов по самым скромным подсчетам не менее 150 тысяч. И это больше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, детская онкология, сахарный диабет и синдром Дауна.
Однако даже у тех учреждений, что оказывают в настоящее время помощь аутичным детям, проблем предостаточно.
- Со следующего года наш центр абилитации детей до 3,5 лет вообще могут закрыть, - пояснила Ольги Путилина, главврач детской больницы №9. – Нас проинформировали, что психологи и логопеды, которые у нас занимаются с детьми, относятся к сфере образования, а вовсе не медицины…
Есть трудности и у школы-интерната №5.
- Мы работаем с аутичными детьми с 2004 года, - рассказала директор Ольга Степанова.
– Основная наша проблема – нехватка помещений и знаний у специалистов. Недавно мы написали служебные записки министру образования Базилевскому, чтобы наших сотрудников отправили на обучение в Псков, где работает специализированный центр по работе с аутистами. Но вопрос еще в том, что родители хотят получать от нас услуги, как в подобном центре, но ведь мы – только обучающее заведение! Были бы помещения и знания, тогда на нашей базе можно было бы сделать и такой центр, как в Пскове…
Не обольщайтесь?
Вопрос о необходимости создания в Хабаровске центра лечебной педагогики (ЦЛП) – был одним из основных на круглом столе.
- Дело в том, что некоторым детям, моему сыну в том числе, уже не нужно то обучение, которое дают в школе, им нужно идти дальше, - заметила Наталья Евтеева. – Так зачем же государству тратить деньги впустую? Им нужно уже не обучение, а социализация. А поскольку динамика развития у детей очень хорошая, представляете, какие могут быть результаты, если с ними правильно заниматься и дальше?!
Однако, как заметила начальник отдела Минобразования края Юлия Зотова, пока можно говорить лишь о создании центра лечебной педагогики как структуры.
- О создании центра как полноценного учреждения пока речи не идет – это вопрос минимум двух лет. Нужно смотреть на вещи реально.
О проблемах подготовки специалистов, которые могли бы работать в подобном центре, рассказала декан факультета специальной педагогики и психологии ДВГГУ Любовь Блинова.
- Думаю, многие даже не в курсе, что есть такой факультет. У нас же постоянно была проблема – куда отправить на практику студентов? Думаю, если начнем взаимодействовать с общественными организациями, занимающимися проблемами детей-инвалидов, и родителями, только тогда мы сможем подготовить нужных специалистов.
- А мне кажется, что помимо проблемы детей-инвалидов, нужно еще поднять вопрос о занятости их матерей, - высказал мнение депутат краевой думы Сергей Ящук.
– Потому что таким образом у нас выпадает из нормальной жизни уже два человека. Можно, например, делать из них педагогов…
- У нас уже есть подобный опыт, - согласилась директор школы-интерната №5 Ольга Степанова.
– В нашей школе сейчас работают две такие мамочки.
А председатель попечительского совета этой же школы Лариса Цвид призналась, что, как родитель ребенка-аутиста, была очень удивлена пониманием обсуждаемой на круглом столе проблемы со стороны специалистов.
- Я, наконец, поняла, в чем наша проблема: нет раннего диагносцирования. Из-за этого у большинства людей создавалось впечатление, что аутизм – проблема крайне редкая. Ну, сколько в крае аутистов – три, пять? А, может, вообще один Евтеев, поскольку Наталья одна бегала и всего добивалась… А если есть понимание проблемы, то можно надеяться и на ее решение. Однако депутат Сергей Ящук «под занавес» круглого стола немного остудил радость родителей и общественных организаций.
- Не обольщайтесь. Наша российская действительность отлична от других. По отдельности мы все молодцы, а когда все вместе, ничего у нас почему-то не получается. Думаю, вы должны не только объединиться, но и взять под контроль все службы, которые получают зарплату за то, что должны заниматься вашими проблемами…
На что специалист одной из таких служб – отдела по проблемам семьи и детей Минсоцзащиты края Раиса Белик заметила, что в будущем году на инициативы общественных организаций будет выделено 3,5 миллиона рублей.
- Также сегодня я получила бумагу из Москвы на исполнение: подготовить предложения по сопровождению семей с детьми-инвалидами…
А начальник отдела Минсоцзащиты Елена Грень пообещала, что с 2012 года также будут выделены средства на оснащение и техническую базу учреждений социальной направленности…
По результатам круглого стола было принято решение подготовить обращение к министру образования Александру Базилевскому с просьбой о создании с 1 сентября 2011 года на базе школы-интерната №5 начального варианта центра лечебной педагогики.
Автор: Татьяна Владина
Статья публикована в АИФ-Дальинформ, №14 от 06.04.11г