eдиный детский
телефон доверия
экстренная психологическая помощь
в Хабаровске
поиск по сайту

  психология
Перейти на главную страницу
  психиатрия
  психотерапия

С заботой о ребёнке 
Здравствуйте, уважаемый/ая Гость
 
 
/Хабаровск - Владивосток/
Вход
Гостевая книга    Обратная связь    Карта сайта


     О проекте









Школа для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ во Владивостоке. Подробнее...


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА для ВЗРОСЛЫХ. Подробнее...


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для РОДИТЕЛЕЙ. Предварительная запись участников. Подробнее...




случайное фото

Сайты наших друзей

Мы рекомендуем
Главная » Как наказывать ребенка?
Редкие родители могут похвастаться тем, что воспитывают своих детей без наказаний. Да и многие заслуживающие уважения психологи и педагоги склоняются к мысли о необходимости наказаний, ведь в атмосфере вседозволенности ребенок вырастает эгоистичным, избалованным и безответственным. Как же сделать наказания наименее травмирующими для психики ребенка и наиболее эффективными с точки зрения воспитательного процесса?
Прежде чем говорить о правильных наказаниях, следует определиться, какие наказания можно считать неправильными, неэффективными, бесполезными и даже вредными. Это любые проявления физического насилия, угрозы и запугивания, бойкотирование естественных потребностей ребенка, игнорирование ребенка и т.п. Помимо того, что такие наказания могут обеспечить лишь временное послушание ребенка, они препятствуют формированию доверительных детско-родительских отношений и способствуют снижению самооценки ребенка.
 
Наказание ребенка зависит от его возраста

Ребенок до 2 лет

Обязательно соотносите характер наказания и возраст ребенка. Так, малыш, не достигший возраста двух лет, не способен запомнить, что за тем или иным поступком следует определенное наказание, поэтому наказание в данном случае просто бессмысленно.
Расшалившегося малыша следует мягко остановить и отвлечь интересной игрушкой.

Дети 2-4 года

В возрасте 2-4 лет ребенок уже начинает понимать, что его поступки имеют конкретные последствия, а также по-разному оцениваются окружающими. Одним его действиям родители радуются, просят повторить, другие – встречают нахмуренными бровями, а может и криком. Особенности этого возраста заключаются в том, что ребенок еще не умеет управлять собственным поведением. К тому же, именно на этот период приходится так называемый «кризис трех лет», когда ребенок активно изучает границы дозволенного, действуя прямо против воли родителей.
Для детей этого возраста также не стоит применять наказания в классическом понимании этого слова. Но следует приложить максимум усилий для того, чтобы ребенок доверял вам и охотно обсуждал с вами свое поведение.

Дошкольники

Старший дошкольник способен к анализу собственного поведения. Он может испытывать чувство вины, начинает осознавать ситуативный характер различных норм поведения. Помогите ребенку разобраться во всех этих тонкостях, расскажите, в каких ситуациях уместны те или иные формы общения и взаимодействия с окружающими.
 
Школьники

В школьном возрасте ребенок уже вполне в состоянии отвечать за свои поступки, он может подчинить свои сиюминутные желания собственной воле, не делать то, что очень хочется, если знает, что это запрещено. Однако в этом деле ребенку нужна постоянная тренировка и поддержка родителей.
 
 Как наказывать ребенка?

• Прежде всего, успокойтесь сами (для этого можно выйти в другую комнату или сосчитать про себя до десяти). Если вы устали, поругались с мужем или подругой, у вас испорчено настроение из-за проблем на работе, или раздражение на ребенка копится уже давно, вы должны понимать, что данный конкретный проступок малыша всего лишь стал той самой «последней каплей». Наказание ребенка, попавшего «под горячую руку», не имеет ничего общего с воспитанием.
• Ни в коем случае не наказывайте ребенка за нарушение правил, которые ранее не были ему объяснены. Например, если ребенок кидается песком, вы должны сначала донести до него, почему так делать нельзя.
• На мгновение мысленно откажитесь от позиции родителя и представьте, что на месте ребенка сейчас находится ваша подруга или другой близкий взрослый человек. Как бы вы поступили в этом случае? Является ли наказание, которые вы собираетесь применить по отношению к вашему ребенку, справедливым? Не унижает ли оно его?
• По возможности, уединитесь с ребенком. В зависимости от вида проступка, вы можете предложить малышу извиниться перед другими участниками инцидента, однако нет никакой необходимости наказывать малыша на глазах окружающих.
• Ребенку любого возраста объясняйте в доступной ему форме, за что именно вы его наказываете. Не помешает конкретика и в формулировке самого наказания и его продолжительности. Не стоит бросаться угрозами вроде «Больше я тебе не буду покупать игрушки» или «Можешь забыть о мультфильмах» - ведь рано или поздно вы сами их нарушите, а ребенок получит очередное подтверждение тому, что вашим словам нельзя доверять.
• Постарайтесь, чтобы наказание не было сильно отсрочено по времени от самого проступка. Особенно это актуально для маленьких детей, которым слишком трудно ассоциировать эти 2 события друг с другом.
• Наказывая ребенка, чрезвычайно важно дать ему понять, что наказывается его конкретный плохой поступок. При этом сам ребенок остается хорошим и любимым родителями. В противном случае мы просто не оставляем ребенку пространства для позитивных изменений.
• После наказания обнимитесь или выразите свою любовь и прощение каким-то другим способом. Кстати, знакомая многим из нас не понаслышке «воспитательная» традиция ставить ребенка в угол тоже относится к неэффективным приемам наказания. Однако ее вполне можно реабилитировать, заменив угол удобным и уединенным местом, где малыш сможет спокойно обдумать свое поведение и продумать варианты действий в сложившейся ситуации. Как обойтись без наказаний?

Несмотря на то, что в определенных случаях наказания действительно могут быть полезны, постарайтесь свести их применение к минимуму. Установите правила поведения, которые будут понятны и приемлемы для всех членов вашей семьи. Так, не стоит вводить слишком большой список ограничений и запретов для ваших детей. Под запретом должно быть только то, что может принести вред или значительные неудобства самому ребенку или кому-то из его окружения. В остальном, по возможности, предоставляйте ребенку полную свободу выбора.
Помните, что поведение детей дошкольного возраста во многом определяется поведением родителей.
Будьте примером должного поведения для ваших детей и не позволяйте себе того, чего не хотели бы видеть в поведении ребенка.
Например, если вы наказываете детей за то, что они не убирают игрушки, при этом на вашем письменном столе царит «творческий беспорядок», это выглядит, как минимум, нелогично.
Не забывайте о единстве стандартов воспитания. Мама, папа, бабушка, дядя, няня, воспитательница и даже сосед, если он участвует в воспитании вашего ребенка, должны сходиться во взглядах хотя бы на самые принципиальные, ключевые правила поведения.
Если у вас никак не получается приучить малыша к каким-то режимным или гигиеническим моментам вроде «заправлять постель по утрам», «мыть руки после прогулки», «вытирать крошки со стола», вполне допустимо использовать разнообразные напоминания. Для этой цели подойдут разноцветные стикеры или забавные наклейки, а можно нарисовать вместе с малышом красочные плакаты-напоминалки – таким инструкциям ребенок будет следовать с гораздо большим удовольствием. Правильное наказание имеет своей целью не только показать ребенку, что он переступил границу дозволенного, совершил ошибку, повел себя некорректно, но и научить его исправлять свои ошибки и предотвращать их появление в будущем. Тем не менее, следует все-таки относиться к наказанию как к крайней мере, прибегать к которой допустимо только после того, как вы испробовали все другие воспитательные приемы.
 
Автор статьи: Суздалева М.А.
Источник: mama12.ru
Форма входа
Логин:
Пароль:

новое на сайте
Послание родителям

Психическое развитие ребёнка

Возрастные кризисы

Что делать, если...

Правила по взаимодействию с гиперактивными детьми

притчи и метафоры

в новостях  
на форуме  
бестселлеры  

Интернет-служба психологической помощи детям, подросткам и их родителям © 2007-2017
ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации психолога или врача.
Идея проекта - Е.В. Романова, В.Гр. Мельничук    Администратор проекта - Е.В. Романова