Время, проведенное в кабинете детской психотерапии на заре моей практики, научило меня многим вещам в отношении трудностей между детьми, подростками и их родителями, а еще и тому, что иногда некоторые вещи в жизни не стоит усложнять, стоит только поглядеть на них с немного другой точки зрения, как сразу отпадает множество напряжения и страданий.
Это почти всегда касается первого учебного года жизни ребенка, который подчас становиться тяжелым испытанием для самого родителя. Ведь недаром говорят, что когда ребенок идет в школу – родители тоже идут с ним, причем в прямом смысле этого слова – приходится заново познавать программу, проявлять чудеса педагогики, для того, чтобы объяснить чаду суть будущих 11 лет учебной жизни. И у каждого родителя эти 11 лет воспринимаются по-разному: у кого-то «Каторга!», у кого-то «Ужас-ужас!», у кого-то «Ну школа и школа!», и том, как сгладить эти острые углы 1 года, как не превратить этот год для себя в испытание с поглощением валерьянки и не отбить охоту к учебе у ребенка мы и поговорим с вами.
Начнем с самого, наверное, первого и важного: подготовки к школе
Не воспринимайте это как то, что ребенку нужно делать с 3х лет архиусилия для того, чтобы догнать и перегнать всех 5леток двора, чтобы он знал всю таблицу умножения, чтобы уже писал и читал, а еще лучше вообще уже свободно обращался со сложноподчиненными предложения – увы, часто такой напор в подготовке играет совсем обратный эффект, ребенок совсем перестает тем или иным увлекаться, подчас из-за большой нагрузки, а подчас из-за того, что это ему вообще в 3-4 года не нужно и неважно просто, потому что он еще мал. Поэтому не мучайте и себя и ребенка грамотой, пусть этим занимаются в школе, самое лучшее, что могут сделать родители для подготовки ребенка часто заключается в банальных, казалось бы, вещах, но при этом для здоровья ребенка и последующей адаптации его в школе – они крайне необходимы.
Режим - выстраивайте режим так, чтобы ребенок четко знал, что ему вообще делать, не думайте что если ребенок-юла (так довольно часто рассуждают про детей с проблемами внимания и активности), он все успевает и его невозможно усадить. Такие дети с СДВГ действительно производят впечатление сверхактивных, но в глубине (в нервно-психических процессах головного мозга) они очень истощаемы, просто эта нецеленаправленная активность лишь способ поддержать нормальный адекватный уровень функционирования вех систем организма (это как будто постоянный кик-стартер на транспорте – мужчины меня поймут). Такие дети часто рассеивают свою активность по дороге, ничего не завершают, ко всему быстро теряют интерес, но страдают от этого также как и другие дети. Поэтому задача родителей – направить ребенка, сфокусировать его в прямом смысле этого слова, чтобы его внимание не было таким диффузным.
Научите ребенка правильно воспринимать режим, именно тренировка режима сыграет основную роль при поступлении в школу, и навыка подготовки к школьным занятиям. Поддерживайте четкий распорядок дня – подъем, прием пищи, гигиенические процедуры (выполняйте их совместно с ребенком – так и веселее и легче его приучить), прогулки, домашних обязанностей, приучите ребенка к небольшому органайзеру (который создайте вместе с ним посредством аппликации или коллажа).
Развивайте у ребенка крупную и прежде всего мелкую моторику – это различные гимнастические упражнения и подвижные игры (коих много у вас на памяти), а также самое любимое детьми – резка бумаги, поломка и разбор игрушек, лепка из глины, теста, пластилина, грязи и всякой разной фигни (по мнению родителей, когда их чадо берет руками всякую гадость и вертит, мнет, размазывает) поможет лучше развить пальчики малыша. Приучайте ребенка к усидчивости – это проще всего делать в играх, в разных пособиях есть множество вариантов игр с песочными и обычными часами, где ребенок не только формирует навык усидчивости и целенаправленной деятельности, но и навык слежения и восприятия времени на уровне возраста. Запомните здесь нет ничего особенного - все это уже есть у каждого родителя, не нужно выделывать финты и придумывать – ребенок с удовольствием может все это делать и сам, каждому родителю просто нужно лишь немного его направлять и корректировать.
Ну, вот вы уже, наверное, подготовили ребенка к школе, купили все необходимое, ребенок уже может сам одеться, поесть, попить, завязать шнурки, посидеть занятый, чем нибудь около 40 минут, отдохнуть, может держать ручку и карандаш и даже писать пытается уже – встает вопрос о выборе школы. Я не сторонник гонки за престижем в школе, хотя бы потому, что здесь есть большая доля нарциссизма родителей, ребенку довольно часто совершенно неинтересно, что школа у него «супергимназия с супер профи-учителями и супернаградами везде, где только можно», для него подчас самым важным является учитель, тот человек, на которого он – ребенок будет равняться все 4 года начальной школы. От такого контакта, от такого педагога и зависит во многом продвижение чада по изобилию знаний. Я часто рекомендую выбирать не школу, а учителя, и здесь полностью присоединяюсь к своим коллегам педагогам.
Тоже самое касается и программ обучения, каждый, наверное, наслышан только об одной из них программе «2100», хотя ведь есть и другие, и тут предлагаю полагаться на рекомендации учителей, ведь кто как не они могут порекомендовать хорошую школьную программу для ребенка, учитывая его способности. Не гонитесь за самой продвинутой, где дети уже в 3 классе учат дроби и «X,Y», это не подарок ребенку, а скорее плохой подарок))) Я, например, в свое время очень хорошо учился по программе «Родина», очень мягкая и понятная программа. К сожалению, в этом вопросе я отсылаю вас к педагогам, потому как я уже говорил, только они могут адекватно порекомендовать вашему ребенку программу.
Ладно вот уже и 1 сентября – ребенок схватив цветы под мышку, шурует в 1 класс, сидит там – удивляется изменениям в своей нелегкой жизни. Что же дальше, а дальше нам с вами предстоят тяжелые будни учебной деятельности школьника. Вспоминайте, как вы возвращаетесь с работы в 6-7 вечера - и с тоской и тяжелым сердцем думаете о том, как сейчас будете до 10 вечера мучить и себя и ребенка заданиями из школы – тихая тоска такая, вперемешку с яростью. Да…. с таким настроем конечно только новопассит и валерьянку совместно пить)))
Для начала определимся, сколько же необходимо заниматься ребенку школьными заданиями, вернее, на сколько он способен физиологически: допустим это первоклассник и тогда ему нужно заниматься с небольшими перерывами на отдых примерно до 1 часа, во 2 классе - 1,5 часа, в 3 классе - 2 часа, в 6 классе - до 2,5 часов, в 8 классе - 3 часа, в 9-11 классах - до 4 часов. Таковы физиологические нормы, но конечно их можно немного растягивать по уровню утомления ребенка. На сегодняшний день, многие учебные программы усиливают давление и упор на домашних заданиях и тех вещах, которые ученики должны делать самостоятельно, и здесь есть и плюсы и минусы, но это отдельная тема для разговора конечно. С другой стороны любимая родителями продленка доступна не во всех школах, а в некоторых она вновь возвращена по договоренности с учителями и родителями, и мне кажется это действительно очень хорошая вещь.
Итак, со временем определились, что же дальше – а дальше все должно быть организовано, именно организовано, потому что даже сам факт отдельного учебного места ребенка уже организует познавательную активность. Организуйте, пожалуйста, насколько позволяет жилплощадь, отдельное место со всеми атрибутами школы – расписанием, настенным органайзером с кармашками (или еще чем-нибудь, включите вместе с ребенком фантазию и воображение), сделайте полку для книг, место для ручек и всякого инвентаря, на стенах можно развесить картинки, карты, алгоритмы. Многие педагоги предлагают ученикам памятки по выполнению тех или иных заданий: как делать упражнения по русскому языку, как выучить новое правило, как решать сложную задачу, как заучивать новые слова, как делать работу над ошибками…
Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельности детей, так как они учат ребенка вырабатывать определенную последовательность действий в различных ситуациях. Если у вас нет подобных пошаговых заготовок, попробуйте составить их вместе с ребенком и записать. Такие алгоритмы можно сделать в виде схемы, или пронумерованного порядка действий, или в виде рисунков. Повесьте этот лист над рабочим столом ребенка, чтобы он с ним сверялся. Очень важен в подготовке навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли он содержание параграфа. Схемы самопроверки всегда должны быть под рукой — и дома, и на уроке. Но учтите родительский контроль имеет своей целью приводить к самоконтролю, а не к еще большему контролю со стороны родителей.
Как же организовать подготовку домашних заданий?
Обычно это должно занимать время и к тому же существует определенная этапность:
Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком, стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает, нет ли у него неправильных способов, привычек в работе, помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.
Второй этап - часть работы ребенок выполняет сам, но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится, скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат, после каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу, через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.
Третий этап - постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки, а вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами, но готовы прийти на помощь, если понадобится, проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.
Четвертый этап - ребенок работает самостоятельно, он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных, вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное, вы проверяете сделанное ребенком, это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам.
И хочется добавить в эту схему очень важные, на мой взгляд, вещи относительно всего процесса подготовки к школьным занятиям:
1. Дробите задания и время их выполнения, если нужно совместно с ребенком берите тайм-аут, это всегда полезно, чтобы успокоить разбушевавшиеся нервы и посмотреть на это по-другому (если все таки вы попали в сети «школьной каторги» - возьмите тайм-аут на несколько недель – пригласите для ребенка репетитора, посмотрите на его работу, или бабушку, или кого-нибудь из подруг\друзей).
2. Отслеживайте наиболее благоприятное время для учебной работы ребенка – обычно некоторым детям удобнее все делать днем, некоторым вечером, это зависит от физиологических и психологических особенностей ребенка.
3. Еще раз напомню, поддерживайте режим и распорядок дня (время приема пищи, выполнения домашних обязанностей, домашних заданий, сна, игры в компьютер, телевизора, учебных заданий)
4. На первом этапе поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие высокой концентрации внимания.
6. В отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели очень важно при подготовке домашних заданий (хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи, это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах при начале учебы)
7. Введите знаковую систему оценивания (хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте фантами, смайлами, звездами, чем угодно, главное не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием).
8. Ограничьте до минимума отвлекающие факторы при приготовлении домашних заданий – телевизор, компьютер (этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места в квартире).
9. Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью в случаях затруднения.
10. При подготовке используйте четко распланированный, стереотипный порядок, посмотрите, как утомляется ребенок, если быстро, то сложные задания делайте сначала, если ему нужно время, чтобы войти в ритм – то оставьте их на конец.
11. Научите ребенка пользоваться календарем для контроля домашних заданий, придумайте его вместе – особенно важно его использовать, если ребенок ходит на дополнительные занятия.
12. За определенный отрезок времени выполняйте вместе с ним только одно задание, не растекайтесь на задания, требующие одновременно разной деятельности.
13. Дозируйте ученику выполнение большого задания, предлагайте его в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы (это вопрос про алгоритмы).
14. Во время перерыва предоставьте ребенку возможность для разрядки мышечного напряжения – попрыгать, потягиваться, размяться, выпить стакан сока.
15. На первом этапе снизьте требования к аккуратности (создание ситуации успеха в трудной для ребёнка ситуации начала подготовки к домашним заданиям – каллиграфом он точно не станет.
16. Если ребенок у вас с трудностями концентрации внимания не сажайте его рядом с дверью, исключите отвлекающие места: окна, двери, проходную комнату, можно позволить даже работать стоя.
17. Выделите время в течение подготовки к домашним заданиям для наведения порядка в столе (шкафу) и портфеле ученика – это очень сильно организует и стимулирует.
18. Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения.
19. За частично выполненную работу давайте частичное поощрение.
Я сейчас вдруг неожиданно понял, что родительские хитрости, про которые я пишу – ведь совсем не хитрости, это вещи которые многие уже и так знают, или знают, что знают, но почему-то не используют. Или это просто «родительские смекалки», а мой текст всего лишь небольшая организующая помощь таким родителям шести и семилеток в такой тяжелый первый учебный год.