ВОПРОС
Алла (09.07.09.) Елена Владимировна, здравствуйте! Моему сыну уже 2 года 2 месяца, мы только пошли в садик. У нас всегда была проблема с горшком. Сейчас он ходит по маленькому в горшок, причём не просится, а сам идёт, садится, делает дела и выносит горшок в туалет, или если я предложу ему, то он сходит. А вот с походом "по большому" проблема, он не просится, не идёт на горшок сам и вообще предпочитает это делать стоя, и в тихушку, а потом приходит и просит меня убраться за ним. Я бы может набралась бы терпения, но мы это ведь и в садике делаем, я понимаю, что воспитатель тоже человек, и рано или поздно отругает его за это. Как мне объяснить ему? Мне порой кажется, что он просто плохо отслеживает этот процесс. Заметила, что не отличает "пук" (простите) и "как". Он у меня не говорит (наш словарный запас: мама, папа, диди, баба, биби, моОко, гав-гав, мяу, падём, дай и т.п), и поэтому я не могу понять, понимает ли он меня, когда я говорю ему, что какать надо на горшок, показываю ему, что "это" должно быть не на ковре, а в горшке. Подскажите, что мне ещё придумать?
ОТВЕТ
Уважаемая Алла, думаю, сейчас Вам не стоит особенно беспокоиться по поводу приучения к горшку и создавать проблему для ребенка, по нескольким причинам. Возраст ребенка, когда он начинает пользоваться горшком, очень разный (как правило, к 1,5-2 годам). Ребенок садится на горшок «по маленькому» и «по большому» тоже не в одно время. То, что Ваш ребенок приучен пользоваться горшком, уже хорошо. Теперь действительно следует набраться терпения. Значительно сложнее будет разбираться с проблемами, если принуждением, излишним вниманием, наказаниями Вы создадите у ребенка негативное отношение к использованию горшка (что может привести даже к развитию запоров у ребенка). Плюсом является также то, что Ваш ребенок недавно пошел в детский сад: как правило, дети при социализации /приобщении к коллективу/ значительно меняются, прежде всего, срабатывает механизм подражания. Не исключено, что это Ваш шанс.
В общем варианты приучения возможны разные: 1) вместе с ребенком выбрать и купить горшок, который ему понравится (причем сам поход в магазин и процесс выбора превратить в значимое положительно окрашенное событие для ребенка); 2) выбрать с ребенком и купить «очень красивые штанишки», которые он сам не захочет пачкать; 3) придумать историю-сказку, где главный герой демонстрирует желаемое поведение (в прямом или переносном смысле); 4) одновременно с ребенком усаживать на второй горшок игрушку (например, у которой все получается, как надо, или пусть сам ребенок учит эту игрушку и пр.); 6) поощрять каждый раз, когда он сходит на горшок («приз» должен быть значимым для ребенка, даже если очень маленький: поцелуй, похвала, рассказ об успехе всем домашним и пр., причем для начала «приз» должен следовать сразу за фактом желаемого поведения). Конечно, во время приучения к горшку следует отказаться от использования памперсов, кроме того, важно исключить прочие негативные факторы (неудобный холодный или недоступный горшок и пр.) и создать психологически спокойную обстановку дома.
Что же касается слов, которые Вы используете для объяснений: заметьте, какими звуками сам малыш обозначает свои намерения, и используйте эти звуки-слова, даже если они нетипичны.
Терпения Вам и спокойствия.
Можете прочитать еще о приучении к горшку общую информацию, думаю, некоторые идеи Вам покажутся интересными:
здесь
здесь
и здесь
Консультации на vladmama.ru