Вопрос
Алексей, Хабаровск Здравствуйте. Моей дочери 3.5 года, но она не разговаривает. Очень редко произносит слова "дай", "брысь", "не надо", "пить", "писить", "кушать", "мама". Но даже эти слова говорит как-будто через силу. Все что ей надо, если может, берет сама, или же берет за руку и подводит к тому предмету, который не может достать. Если я ее не понимаю или ей отказываю, устраивает истерику. Очень любит рисовть, лепить из пластилина, играть в конструктор, различые пирамиды. Есть такие игрушки, где надо подобрать к соответствующему отверстию геометрическую фигуру, ей это дается довольно легко, независимо от рамера фигур. Когда к ней обращаешься, игнорирует. Откликается на обращение редко. Думал проблемы со слухом, но когда включаешь ее любимый мультфильм, при звуках мелодии, если даже спит, то просыпается и прибегает из спальни смотреть. Очень подвижная, энергичная, любопытная. Если ей что-то интересно, может заниматься этим очень долго. Не любит когда ей читают, книжки листает сама, рассматривает картинки, что-то сама себе показывает и комментирует. Речь в общем на уровне лепетания. Подскажите, как мне правильно поступить, с какого специалиста начать обследование и лечение. Очень не хочется везти ребенка к психиатру. Была родовая травма, внутричерепное давление. Из роддома выписались с диагнозом синдром гипервозбудимости.
Ответ
Здравствуйте, уважаемый Алексей,
нужно разобраться, что у Вашего ребенка:
1) нарушение слуха
2) нарушение развития речи (другие названия: задержка развития речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и др.)
3) задержка психического развития (часто сопровождает нарушение развития речи)
3) нарушение развития речи при расстройствах аутистического спектра (в т.ч. аутизм)
Поэтому Вам нужны консультации специалистов:
сурдолог (после консультации ЛОР-врача, если есть подозрения на снижение слуха)
психиатр
логопед
Последовательность:
1) ЛОР
2) психиатр и логопед (или логопед, потом психиатр)
Думаю, даже можно обойтись без невропатолога. Почему? Невропатолог наиболее вероятно назначит стимулирующую развитие мозговых структур терапию (ноотропные, сосудистые препараты), если же будут подозрения на расстройства аутистического спектра, то подобная стимулирующая терапия может оказаться даже вредной. А отличить простую задержку развития речи или задержку психического развития от аутизма сможет только психиатр.
Что касается логопеда, желательно найти логопеда, специализирующегося на детях раннего возраста (потому что обычно логопеды предпочитают работать с детьми после 5 лет)
Однозначно, что Вашей дочери необходима очная консультация.
Да, еще, как дочь общается с детьми и другими взрослыми? Проявляет ли она интерес к ним?
Как я поняла, детский сад она не посещает. Если есть возможность – обязательно ведите. Очень часто дети начинаю говорить после начала посещения сада, там ведь значительно больше общения.
Кстати, для детей с нарушением развития речи есть специализированные детские сады. Многие родители, правда, их опасаются, но если речь идет о логопедической группе или логопедическом саде, то, как показывает опыт проведения профилактических осмотров при оформлении детей в школу, дети после логопед. групп и садов значительно более подготовленными идут в 1-й класс. Если будут предлагать, рекомендую идти, не раздумывая.
Некоторую информацию о развитии речи, рекомендации по занятиям можете также прочитать на сайте:
logoped.ru
Желаю Вам, чтобы Ваша дочь заговорила как можно скорее. Кстати, довольно часто дети начинают говорить позже, но зато уже достаточно хорошо. Но, думаю, лучше все-таки проконсультироваться.
Кстати, люди опасаются визита к психиатру, но абсолютно напрасно, там не ставят на учет и не "ставят клеймо" на всю жизнь, что называется "направо и налево". Я думаю, лучше обратиться и исключить худшее сейчас, чем упустить время, в которое можно еще очень многое изменить.
Где находятся нужные Вам специалисты?
Уточните в детской поликлинике, к которой относится Ваш ребенок.
Как вариант: логопед есть в психоневрологическом диспансере, там же ведут прием районные детские психиатры (тел. регистратуры 36-05-77)
Всего Вам доброго.